Кого опасается Facebook | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кого
опасается Facebook*

Приобретя WhatsApp, Facebook обнаружил намерение побороться с Tencent, крупнейшей интернет-компанией Китая

Автор: Джеффри Тоусон

Кого опасается Facebook

читайте также

Семь мифов о работе с китайцами

Андрей Брицко ,  Ольга Новикова

Как люди без высшего образования становятся CEO

Вамси Тетали,  Елена Лыткина-Ботельо,  Ким Розенкеттер Пауэлл

12 вопросов и ответов о гибридной работе

Цедал Нили

«Если вы собрались сделать что-то необычное, над вами будут издеваться»

С тех пор как в феврале этого года Facebook* сообщил, что приобрел системы мобильных сообщений WhatsApp, все принялись обсуждать сумму, которую Марк Цукерберг вложил в эту сделку. 19 миллиардов долларов (четыре наличными, остальное акциями компании) — едва ли не рекордная цена для финансируемого венчурным капиталом стартапа, которому всего-то пять лет.

Но важнее другое: приобретя WhatsApp, Facebook* обнаружил намерение побороться с Tencent, крупнейшей интернет-компанией Китая, которая выходит в мировые лидеры как раз на рынке мобильных мессенджеров. Служба мобильных сообщений Tencent — WeChat (в Китае Weixin) объединяет более 300 миллионов пользователей во всем мире, и ее уже оценивают даже не в 19 миллиардов, как WhatsApp, а в 30. Китайскому концерну принадлежит также QQ, программа мгновенных сообщений на PC, которая в прошлом году насчитывала 818 миллионов пользователей.

Впервые американский и китайский лидеры сошлись в поединке за господство на мировом рынке мгновенных сообщений. Мессенджеры преодолевают границы легче и быстрее, чем большинство других форм общения в интернете. Отчасти и по этой причине Facebook* принял решение о покупке WhatsApp: пользователи этой системы живут по большей части вне США, в то время как пользователи Facebook* концентрируются в Северной Америке.

Стоит ли вступать в конкуренцию с Tencent? Основанная в 1998 году, эта компания не только высокодоходна, но и создала целую экосистему услуг. С возвышением этого гиганта тесно связана судьба двух родоначальников китайского интернета, Тони Ма и Пони Ма. Об этом я недавно писал в своей книге «The One Hour China Book».

По словам Дина Такахаси из VentureBeat, Tencent представляет собой «что-то вроде AOL, Facebook*, Skype, Yahoo, Gmail, Norton и Twitter под одной крышей». В борьбу с этим монстром вступать небезопасно по ряду причин.

  • Tencent обратил себе на пользу развитие китайского интернета. Стремительный экономический рост и протекционистские законы позволили некоторым стартапам вырасти в мировые лидеры. Покровительство на государственном уровне удачно сочеталось с невысокими зарплатами специалистов, подрывными инновациями и масштабным стратегическим видением. И рынок Tencent еще далеко не исчерпан: в Китае интернет охватывает всего 40% населения, в то время как в США — 80%.
  • Tencent обладает всеми преимуществами гигантской социальной сети и вместе с тем не забывает об инновациях. Компания уже неоднократно опережала конкурентов, в том числе и на рынке мгновенных мобильных сообщений ее предложения оказались интереснее, чем AOL Instant Messenger, Confide, Glide, GroupMe, iMessages, Instagram* Direct, Kik Messenger, Line, Popcorn, Tango, MessageMe, Snapchat, Shots, Skype, Twitter, Telegram, TigerText, Viber, которую Rakuten (Япония) недавно приобрела за $900 миллионов, Whisper, Wut и ooVoo.
  • Tencent не испытывает нужды в деньгах, фирма имеет 5,5 миллиарда долларов на своих счетах. Компания продает различный контент, в том числе игры, наборы смайликов для участников WeChat, берет плату с компаний, которые пользуются ее системой сообщений. Клиенты с помощью этой платформы делают покупки, приобретают авиабилеты, подбирают финансовые инструменты.
  • Tencent активно выходит на рынки других стран и рвется в мировые лидеры. Компания уже проникла в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Южную Африку. В ее рекламной кампании участвует звезда аргентинского футбола и клуба «Барселона» Лионель Месси. Присутствие компании ощущается уже и в США, и в Европе: недавно WeChat провела промоакцию, предлагая подарочную карточку на 25 долларов каждому, кто пригласит еще пятерых друзей.
  • Tencent научилась осваивать новые рубежи. Так, она сумела выйти на рынок интернет-игр, купив за 400 миллионов долларов долю акций в Riot Games, затем приобрела акции Epic Games за 330 миллионов долларов; Activision Blizzard за 1,4 миллиарда долларов; службы мобильной видеозаписи игр Kamcord и Level Up, сингапурского оператора интернет-игр, за 26,95 миллиона долларов. В феврале 2012 года Tencent также заключила партнерское соглашение с известной компанией Electronic Arts.

Facebook* со времен своего основания ведет более-менее спокойное существование. Ему не приходилось до сих пор бороться с крупными соперниками на своем поле, существенно менять стратегию и даже запускать принципиально новый инновационный продукт.

Чем закончится поединок Facebook* и Tencent? Всмотримся в его начало: Facebook* купил WhatsApp за большие деньги, потому что не смог или не позаботился сам создать службу мобильных сообщений, а Tencent создала и WeChat, и еще множество новаторских продуктов. Так у кого же выше шансы в борьбе за мировой рынок?

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена