8 вопросов, которые должен задать инноватор | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

8 вопросов, которые должен
задать инноватор

В жестоком мире бизнеса компаниям тяжело меняться с такой же скоростью, с какой это делает рынок.

Автор: Скотт Энтони

читайте также

Как бизнесу освоить научный метод

Элизабет Тенни

«Harvard Business Review — Россия» №129: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Непотизм: неписаные правила (не)корпоративного мира

Джилл Коркиндейл

Бизнес EQ: как эффективно обучать сотрудников и успешно делегировать

Вэнь Я ,  Чжун Цзявэй

Один из лучших советов по работе я получил от моей первой начальницы, Линды Буш, в те времена, когда я был еще новичком в фирме McKinsey & Company: «Задавай как можно больше вопросов. И не думай о том, что выглядишь назойливым — ведь это наилучший способ чему-нибудь научиться. А если ты перегнешь палку, люди сами дадут тебе об этом знать».

Совет Линды очень помог, когда мне нужно было разобраться в технических вопросах (ох уж эти сводные таблицы в Excel!), или в якобы простых офисных заданиях (загадочные отчеты о доходах), или в нюансах профессии («С какой стати ты тогда это сказал?»). Исследования Хэла Грегерсена и Джеффри Даера доказывают, что успешные инноваторы любят часто задавать вопросы.

Так что я и сейчас задам вопрос. Что должны спрашивать инноваторы, чтобы увеличить свои шансы на успех? Разумеется, есть классические варианты. Например, вариант Питера Друкера: «Если мы сделали плохо, зачем мы взялись за это дело?». Или бессмертный вариант Теда Левитта: «А в чем на самом деле состоит наш бизнес?» Или же вопрос Энди Гроува, который оказал мощное влияние на судьбу компании Intel: «Если бы в фирме назначили нового директора, что бы он сделал, как вы думаете?»

Помимо этих классических вопросов, подумайте, может, вам помогут те, что я приведу ниже. Вероятно, с их помощью у вас получится сформулировать весь процесс создания инновации от начала и до конца. А также вы научитесь лучше замечать возможности для роста, отслеживать потенциальные угрозы, придумывать интересные предложения и извлекать прибыль из ваших идей.

Как распознать новые возможности для роста?

Какие проблемы возникают у покупателя? Стив Джобс как-то сказал, что понимать то, что ему нужно, — вовсе не задача клиента. И я с этим согласен. В этом и заключается работа инноватора. Хороший знак для потенциально перспективной инновации, когда кто-то демонстрирует (вложением денег или времени), что проблема для него важна, но что он никак не может ее решить.

Сможет ли ваш покупатель воспользоваться вашими услугами или приобрести ваши товары без особых затруднений? Проверенный временем путь к росту компании вовсе не в том, чтобы соревноваться с конкурентами, а в том, чтобы бороться против отсутствия потребления. Постарайтесь сделать ваши решения максимально простыми и доступными для подобных людей. Именно это сделало компании вроде eBay, Google и Southwest Airlines такими успешными.

Как определить угрозы?

Где вы промахнулись? И зачем вы предложили что-то ненужное покупателю? Один из принципов подрывных инноваций состоит в том, что компании проводят обновления чаще, чем оно нужно их клиентам. Да, люди всегда предпочитают товары лучшего качества. Однако, если они не могут использовать новые характеристики или не хотят за них платить, лучше переключиться на более простые и дешевые решения.

Что может подорвать ваш бизнес? Хотя этот вопрос и витает в воздухе уже лет двадцать, неожиданности слишком часто застают компании врасплох. И что особенно досадно, так это то, что начинатели революционных решений всегда находятся на виду у всех, но их ошибочно принимают за ведущих игроков рынка. Например, в 2008 гендиректор фирмы Blockbuster сказал: «Я искренне не понимаю, что все нашли в этом Netflix... У них нет ничего, что бы мы не могли предложить». Задайте себе этот простой вопрос и поищите вокруг компании, которые готовят диверсию. Тогда вы сможете по крайней мере подготовиться к возможным неприятностям.

Придумывать интересные предложения

Возможно, кто-то уже решил проблему, которой вы занимаетесь? Может показаться, что это означает, что тогда больше не стоит браться за ее решение — но на самом деле все с точностью да наоборот. Зачастую инноваторы считают, что обязаны делать что-то принципиально трудное и оригинальное. И в этом их ошибка. Конечно, инновация предполагает что-то новое, но только то, что будет представлять ценность и для фирмы, и для покупателей. А ваша цель — найти самый короткий путь к созданию подобной ценности. Так что следуйте совету Пабло Пикассо: «Хороший художник копирует, великий — крадет». Очень велика вероятность того, что кто-то уже решил проблему, над которой вы бьетесь в другом ключе. Вдохновение может прийти из другой индустрии, другой страны или компании, но как только оно к вам придет, примените его — и вы разработаете вашу инновацию намного быстрее.

Что вы умеете делать такого, что плохо получается у других? В жестоком мире бизнеса компаниям тяжело меняться с такой же скоростью, с какой это делает рынок. Так что одной скорости как фактора недостаточно. Фирмы должны опережать рынок. Тут может помочь сотрудничество с надежным брендом, эксклюзивный доступ к каналу распределения или технологическое ноу-хау. Если вы в чем-то уникальны, это увеличивает ваши шансы на успех.

Превратите вашу идею в источник прибыли

Какая концепция может разрушить вашу стратегию, если она окажется неверной? Любая идея в чем-то правильна, а в чем-то нет. Самые многообещающие изобретения часто не доходят до рынка, потому что инноваторы не видят ошибки и вовремя не проводят соответствующую корректировку. Чтобы поскорей выйти на рынок, успешные инноваторы применяют научный метод. Они определяют слабые места своей концепции и проводят серию тестов, чтобы проверить свои предположения. Как и хорошие ученые, они закладывают в модели не только ожидаемые результаты, но и непредвиденные.

Как научиться новому максимально просто и эффективно? Эксперименты не обязательно должны быть сложными и дорогостоящими. Простой звонок специалисту может пролить свет на трудную проблему. Если показать клиентам даже самую приблизительную модель вашей концепции, это поможет вам понять, насколько они заинтересовались ею. Постарайтесь найти простые и эффективные способы узнавать новое, и это позволит вам успешно выйти на рынок, прежде чем ваши ресурсы будут истощены.

«Пока ничего не делай, а просто стой и наблюдай» — так говорят молодым студентам-медикам. Это означает, что иногда не стоит сразу переходить к делу, потому что это может принести больше вреда, чем пользы. И хотя инновации связаны с активными действиями, лучше не торопиться и сначала задать себе все необходимые вопросы. Это поможет вам тратить вашу энергию и ресурсы в нужном направлении, и, возможно, удача улыбнется вам.

Читайте по теме: