читайте также
Главный вопрос руководства компаний при работе с внешними подрядчиками звучит так: как можно защитить свои инвестиции, ноу-хау и разработки от копирования? Ведь если ваши конкуренты украдут то, что создавалось усилиями десятков и сотен человек и во что были вложены значительные ресурсы, в выигрыше вы точно не окажетесь. Рассмотрим оптимальные варианты решения этой проблемы.
Метод №1: Документы и контракты
Основной метод защиты — работа с правильным оформлением и подписанием контрактов и соглашений. Базовый документ, который необходимо проработать, подробно обсудить и подписать с любым контрагентом — это соглашение о неразглашении (NDA, non-disclosure agreement). С одной стороны, нельзя переоценивать его возможности, т.к. утечка информации в современном мире может случиться даже в западных компаниях-лидерах рынка. Мы видим по сообщениям СМИ, что такое происходит даже в станах с развитым законодательством. Тем не менее, NDA — это важный документ. Хотя бы по тому отношению, которое к нему проявляет ваш подрядчик, вы сможете понять, насколько он аккуратно работает с информацией и заботится о интересах клиента. В NDA вы определяете правила игры и обеспечиваете часть своей защиты.
Метод №2: Ноу-хау и патенты
Конечно, один из наиболее эффективных способов защиты — держать ноу-хау внутри компании. В отличие от патента, который должен быть опубликован, ноу-хау не предается огласке. Пример: специфический алгоритм работы, который основан на многолетнем опыте работы в конкретной индустрии, который вы не опубликовали и не патентовали.
Потенциальный риск, связанный с ценной коммерческой информацией — ее разглашение. Ноу-хау обладает ограниченный круг лиц, чаще всего ключевые специалисты в компании. Россия – несовершенное законодательно поле, которое далеко не всегда способно обеспечить защиту вашей интеллектуальной собственности. Ключевой сотрудник может перейти к конкуренту и вместе со своей командой унести ваши наработки. Поэтому нужно правильно распределять ценную информацию внутри компании, часть ноу-хау можно даже передать внешней команде и тем самым застраховать себя от рисков.
Метод №3: Быть впереди конкурентов, развивать услуги
Самый правильный способ защиты — это все-таки быть впереди конкурентов, первому выйти на рынок с продуктом с уникальными функциями и раньше других понимать, какой будет следующая модель, какой функционал будет реализован в очередной версии программного обеспечения и т.п.
Метод №4: Распределение компетенций, производства и продаж
Этот метод можно реализовать по разному, в зависимости от специфики работы и внутренних ресурсов компании. Есть тривиальные способы защиты коммерческой информации: иметь разных субподрядчиков, которые отвечают за разные задачи — производство, продажи, продвижение. Распределяя между ними задачи и информацию, можно обеспечить контроль и снизить риски.
Метод №5: Системотехнический подход
Самый комплексный метод защиты инвестиций и ноу-хау — системотехнический подход к проектированию и созданию новых продуктов. Это концепция бизнеса-процесса, которая многом говорит о зрелости компании-заказчика. В этом случае техническая проблема рассматривается как система, которая расщепляется на отдельные компоненты. Затем проходит выбор подрядчиков с соответствующими компетенциями, а сборка системы реализуется на стороне заказчика.
В отличие от метода №4, где применятся функциональное разделений процесса разработки продукта, системотехнический подход применятся при покомпонентном разделении, что значительно повышает защиту.
Преимущества такого подхода:
- Высокая степень защиты, обеспеченная скрытием от субподрядчика принципов работы системы целиком.
- Заказчик обладает большой гибкостью в выборе субподрядчиков определенных технических компетенций. Это позволяет смягчать риски при выполнении работ (при дублировании работ в ответственных проектах), выбирать на рынке услуг по разработке субподрядчика с наиболее высоким качеством в соответствующей технической компетенции.
Минус подхода: на стороне заказчика должны работать специалисты высокого уровня — архитекторы систем (системотехники).
Таким образом, компания-заказчик может передать на аутсорсинг отдельные задачи или весь проект, используя компетенции сторонних подрядчиков, сокращая затраты и сроки разработки продукта, снижая при этом свои риски за счет различных методов защиты инвестиций и ноу-хау.
Читайте по теме: