Пять источников идей для стартапа | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять источников идей
для стартапа

Поищем вдохновения для тех, кому не хватает идей. Целый месяц я посвятил вопросу, где же успешные основатели стартапов черпают свои идеи.

Автор: Дэниел Гулати

читайте также

Вечная тема лидерства

Сергей Филонович

«Рынок впечатлений»: что стимулирует спрос?

Пропагандисты против теории заговора

Евгения Чернозатонская

Больше тестов: почему маркетологам не хватает экспериментов

Джулиан Рунге

Кто станет спорить, что 2013 год был годом коммуникативных технологий? LinkedIn прибавила более 100%, Twitter и Zulily подскочили более чем на 70% и на 80% соответственно, и даже акции Facebook за последние полгода удвоились в цене.

Итак, цены на акции интернет-лидеров взлетели в стратосферу, стартапов также появляется больше прежнего. Вот один лишь пример: около 16% выпускников программы MBA Стэнфордского университета сразу после выпуска открыли собственные компании. Даже в эру доткомовского пузыря их набралось всего 12%.

Что ж, эти ребята молодцы! Но я недавно обнаружил, что на свете имеется еще больше потенциальных предпринимателей. И они лишь ждут, чтобы их осенила хорошая идея, и тогда они займутся увлекательным проектом, сами себе хозяева, и в финансовом отношении их жизнь также преобразится. Все это сулит человеку стартап. Общаясь со сверстниками, которые мечтают затеять собственное дело, я убедился, что удерживает их лишь отсутствие подходящей идеи. Один из них сказал мне: «Я всю жизнь хорошо зарабатывал, так что средства начать свое дело имеются. Но хороших идей нет как нет». Другой сказал: «Я бы завтра же занялся собственным бизнесом, будь у меня идея, ради которой стоило бы бросить нынешнюю работу».

Поищем вдохновения для тех, кому не хватает идей. Целый месяц я посвятил вопросу, где же успешные основатели стартапов черпают свои идеи. Я поговорил с пятьюдесятью предпринимателями, находящимися на трех разных этапах стартапа (поиск финансирования — рост — слияние или акционирование), а с пятнадцатью провел дополнительное подробное интервью. Поскольку 90% успешных идей подпадает под перечисленные ниже категории, вам имеет смысл поискать озарения в этом перечне. Вот пять основных источников вдохновенных идей.

1.Меня одолели проблемы, и я пытался их решить. На первом месте среди стимулов, побуждающих начать собственное дело, мои респонденты указали личное разочарование. Знаете, какую прибыль могут принести ваши частные проблемы? Спросите Кента Планкета: он хотел нанять секретаря, но не знал толком, сколько платить — и в результате создал Salary.com. Он собрал крупнейшую базу данных о зарплатах и гонорарах, а в 2007 году продал компанию за $175 миллионов.

2.Я познакомился с талантливым человеком, и мы вместе начали дело. Хотите основать компанию — присмотритесь к окружающим вас людям, особенно к коллегам и соученикам. Знаю, кое-кто отговаривает кооперироваться с товарищами по бизнес-школе*, считая, что это не сулит успеха, но статистика дает иные данные: из 39 компаний, созданных после 2003 года и оцениваемых частными инвесторами или рынком в миллиард долларов и более, почти половину основали товарищи по бизнес-школе. Дружба, сходство характеров и умов — отличный катализатор для новых идей. Так, Кори Капассо, Эндрю Ференчи и Дэн Рейч познакомились в Висконсинском университете, а потом основали Spinback, который в 2011 году был приобретен Buddy Media.

3.У меня есть особый талант или склонность — и из этого вышел бизнес. Потратьте час на составление списка ваших личных умений и увлечений — глядишь, хорошая идея сама и выскочит. Мои собеседники из этой категории умели всматриваться в себя, они искали новые способы превратить свой профессиональный опыт или хобби в полномасштабный бизнес. Алекса фон Тобель охотно участвовала в подготовке Миллениума и обнаружила в себе способность разбираться в сложнейших финансовых вопросах и доходчиво их объяснять. В результате она собрала более $40 миллионов на LearnVest, компанию, предлагающую финансовое планирование онлайн.

4.Я давно в теме и понял, в чем нуждаются наши клиенты. Думаете, годы каторжного труда в корпорации не дадут ничего, кроме приличного пенсионного обеспечения? А вот призадумайтесь, какие нужды клиентов ваша компания так и не сумела удовлетворить, и, глядишь, разбогатеете. Основатели стартапов из этой категории много лет проработали в той же или в смежной отрасли и в собственной фирме продолжили прежнее дело. Франсуа де Лам и Дженнифер Фитцджеральд накопили огромный личный опыт в отрасли, прежде чем организовали KnowItOwl — новаторский интернет-навигатор по личному страхованию.

5.Я перебрал множество идей, пока не остановился на одной. Умные люди обращаются к новым источникам информации, таким, как Quora и Hacker News, проводят начальное исследование, на основе полученных данных сужают круг поисков и в итоге приходят к единственной идее. Они присматриваются также к успешным бизнес-моделям и компаниям, выделяют принципы и приемы успеха и переносят их на другое поле. Так, Кимболл Томас и Дэвис Смит решили, что модель Diapers.com стоит перенести в Бразилию. Удачно ли? В ближайшие годы рассчитывают заработать миллиард.

Так какими же способами ваш «внутренний предприниматель» присматривает себе идею? Если вы застряли на желании, перестаньте страдать, оглядитесь, поищите плодотворные источники вокруг себя. Начните с небольших экспериментов для проверки сложившейся у вас в голове гипотезы. Ищите неустанно, не стойте на месте и — если хоть чуточку повезет — скоро отыщите что-нибудь подходящее.

*Примечательно, что в блоге Майкла Фертика «Не создавайте стартап с приятелями из бизнес-школы» высказывалось диаметрально противоположное мнение.

* деятельность на территории РФ запрещена