Пять источников идей для стартапа | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять источников идей
для стартапа

Поищем вдохновения для тех, кому не хватает идей. Целый месяц я посвятил вопросу, где же успешные основатели стартапов черпают свои идеи.

Автор: Дэниел Гулати

читайте также

Почему сотрудники могут приходить на работу и уходить домой в любое время

Энн Донован

О страхе

Ицхак Адизес

Следи за собой, будь «вечно занят»

Амитава Чаттопадхай,  Джихи Кристин Ким,  Моника Вадхва

Стратегия переворота

Рене Моборн,  Чан Ким

Кто станет спорить, что 2013 год был годом коммуникативных технологий? LinkedIn прибавила более 100%, Twitter и Zulily подскочили более чем на 70% и на 80% соответственно, и даже акции Facebook* за последние полгода удвоились в цене.

Итак, цены на акции интернет-лидеров взлетели в стратосферу, стартапов также появляется больше прежнего. Вот один лишь пример: около 16% выпускников программы MBA Стэнфордского университета сразу после выпуска открыли собственные компании. Даже в эру доткомовского пузыря их набралось всего 12%.

Что ж, эти ребята молодцы! Но я недавно обнаружил, что на свете имеется еще больше потенциальных предпринимателей. И они лишь ждут, чтобы их осенила хорошая идея, и тогда они займутся увлекательным проектом, сами себе хозяева, и в финансовом отношении их жизнь также преобразится. Все это сулит человеку стартап. Общаясь со сверстниками, которые мечтают затеять собственное дело, я убедился, что удерживает их лишь отсутствие подходящей идеи. Один из них сказал мне: «Я всю жизнь хорошо зарабатывал, так что средства начать свое дело имеются. Но хороших идей нет как нет». Другой сказал: «Я бы завтра же занялся собственным бизнесом, будь у меня идея, ради которой стоило бы бросить нынешнюю работу».

Поищем вдохновения для тех, кому не хватает идей. Целый месяц я посвятил вопросу, где же успешные основатели стартапов черпают свои идеи. Я поговорил с пятьюдесятью предпринимателями, находящимися на трех разных этапах стартапа (поиск финансирования — рост — слияние или акционирование), а с пятнадцатью провел дополнительное подробное интервью. Поскольку 90% успешных идей подпадает под перечисленные ниже категории, вам имеет смысл поискать озарения в этом перечне. Вот пять основных источников вдохновенных идей.

1.Меня одолели проблемы, и я пытался их решить. На первом месте среди стимулов, побуждающих начать собственное дело, мои респонденты указали личное разочарование. Знаете, какую прибыль могут принести ваши частные проблемы? Спросите Кента Планкета: он хотел нанять секретаря, но не знал толком, сколько платить — и в результате создал Salary.com. Он собрал крупнейшую базу данных о зарплатах и гонорарах, а в 2007 году продал компанию за $175 миллионов.

2.Я познакомился с талантливым человеком, и мы вместе начали дело. Хотите основать компанию — присмотритесь к окружающим вас людям, особенно к коллегам и соученикам. Знаю, кое-кто отговаривает кооперироваться с товарищами по бизнес-школе*, считая, что это не сулит успеха, но статистика дает иные данные: из 39 компаний, созданных после 2003 года и оцениваемых частными инвесторами или рынком в миллиард долларов и более, почти половину основали товарищи по бизнес-школе. Дружба, сходство характеров и умов — отличный катализатор для новых идей. Так, Кори Капассо, Эндрю Ференчи и Дэн Рейч познакомились в Висконсинском университете, а потом основали Spinback, который в 2011 году был приобретен Buddy Media.

3.У меня есть особый талант или склонность — и из этого вышел бизнес. Потратьте час на составление списка ваших личных умений и увлечений — глядишь, хорошая идея сама и выскочит. Мои собеседники из этой категории умели всматриваться в себя, они искали новые способы превратить свой профессиональный опыт или хобби в полномасштабный бизнес. Алекса фон Тобель охотно участвовала в подготовке Миллениума и обнаружила в себе способность разбираться в сложнейших финансовых вопросах и доходчиво их объяснять. В результате она собрала более $40 миллионов на LearnVest, компанию, предлагающую финансовое планирование онлайн.

4.Я давно в теме и понял, в чем нуждаются наши клиенты. Думаете, годы каторжного труда в корпорации не дадут ничего, кроме приличного пенсионного обеспечения? А вот призадумайтесь, какие нужды клиентов ваша компания так и не сумела удовлетворить, и, глядишь, разбогатеете. Основатели стартапов из этой категории много лет проработали в той же или в смежной отрасли и в собственной фирме продолжили прежнее дело. Франсуа де Лам и Дженнифер Фитцджеральд накопили огромный личный опыт в отрасли, прежде чем организовали KnowItOwl — новаторский интернет-навигатор по личному страхованию.

5.Я перебрал множество идей, пока не остановился на одной. Умные люди обращаются к новым источникам информации, таким, как Quora и Hacker News, проводят начальное исследование, на основе полученных данных сужают круг поисков и в итоге приходят к единственной идее. Они присматриваются также к успешным бизнес-моделям и компаниям, выделяют принципы и приемы успеха и переносят их на другое поле. Так, Кимболл Томас и Дэвис Смит решили, что модель Diapers.com стоит перенести в Бразилию. Удачно ли? В ближайшие годы рассчитывают заработать миллиард.

Так какими же способами ваш «внутренний предприниматель» присматривает себе идею? Если вы застряли на желании, перестаньте страдать, оглядитесь, поищите плодотворные источники вокруг себя. Начните с небольших экспериментов для проверки сложившейся у вас в голове гипотезы. Ищите неустанно, не стойте на месте и — если хоть чуточку повезет — скоро отыщите что-нибудь подходящее.

*Примечательно, что в блоге Майкла Фертика «Не создавайте стартап с приятелями из бизнес-школы» высказывалось диаметрально противоположное мнение.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена