читайте также
Вы никогда не задумывались, почему больше никто не называет автомобили «безлошадными каретами»? Сегодняшние машины так же «безлошадны», как они были сто лет назад. «Безлошадность» - это стандартное оборудование большинства новых и старых моделей, как местного, так и иностранного производства.
Подобная формулировка вопроса может показаться немного абсурдной, но в то же время она может служить шутливым напоминанием о том, что инновации не случаются на пустом месте. Революционные инновации – часть эволюции, и возникают они в ходе исторических, повторяющихся процессов. Автомобиль развился из концептов, ассоциировавшихся с лошадью и каретой, - и в противовес им. Такова была система координат, когда автомобиль впервые появился на свет. Первые автомобили расширили и приспособили для своих нужд то, как XIX век понимал идею передвижения в пространстве.
И все же несмотря на то, что и лошади, и кареты давно ушли в прошлое, и ассоциация машин с теми временами поблекла, эти концепты по-прежнему определяют друг друга; их синтез живет и в наше время. Следы лошадей и кареты мы можем и сегодня видеть в таких терминах, как «лошадиная сила», и в названиях классических моделей машин, как, например, Ford Mustang, Mitsubishi Colt, и Ford Bronco. Посмотрите на то, как устроен дизайн автомобиля. Вы можете увидеть, как четыре лошадиные ноги превратились в четыре колеса, а фары стали глазами наших металлических зверей. Рудименты формативных черт по-прежнему влияют на то, как мы осмысливаем рукотворную среду и вообще материальную культуру, даже если мы давным-давно забыли о прародителях сегодняшних артефактов.
Когда мы хотим найти новый, свежий взгляд на знакомую идею, мы часто ищем нечто ей противоположное. Таким образом, мы создаем целый спектр возможностей между тем, чем является эта идея, и тем, чем она не является. Эта стратегия сродни тому, что часто называют гегельянской диалектикой, хотя вряд ли сам Гегель когда-нибудь употреблял этот термин и его знакомую всем формулу: Тезис-Антитезис-Синтез.
• Тезис – это утверждение, использующее общепринятую парадигму, например, лошадь и карета.
• Антитезис – это контр-утверждение, отрицающее тезис или противопоставляющее себя ему, например, автомобили первого поколения, которые назывались «безлошадными каретами».
• Синтез возникает из конфликта между тезисом и антитезисом, сплавляя противоположные идеи, но при этом до конца не отрицая ни одну из них: наше современное понимание автомобиля и есть пример такого синтеза.
Творческое, инновационное мышление так же стремится выйти за пределы существующих категорий мысли, основанных на бинарной системе «или-или» (таких, как гегельянская модель, приведенная выше). Это все еще движение в сторону синтеза, но оно включает в себя противоположные концепты, как идущие изнутри бинарной системы, так и присущие идеям, находящимся вне ее. Если вы мыслите визуальными образами, вы можете представлять внутренние концепты в виде вертикальной оси, а внешние – в виде горизонтальной. Нестандартное, латеральное мышление – это способность двигаться вдоль горизонтальной оси через различные категории мысли, и оно часто проявляет себя в форме синтеза между идеями, на первый взгляд не имеющими никаких точек соприкосновения – вспомните классическую работу Роджера Мартина «Противопоставляемые мышления» («Opposable Minds»).
Давайте разовьем пример «безлошадности», чтобы лучше понять, что может дать движение по горизонтальной оси через различные категории. Помимо общеизвестных четырехколесных транспортных средств, возникших в процессе эволюции как аналогия с анатомией животных, мы можем представить себе и другие виды транспорта. Мы можем вообразить машину с тремя колесами, или с пятью колесами, или вообще без колес. Но зачем на этом останавливаться? Мы можем пойти дальше, отклоняясь от горизонтальной оси и перешагивая от одной категории к другой: почему бы не подумать о транспортных средствах, которые летают ввысь, или парят параллельно земле? Когда-то давно ноги лошади превратились в колеса, которые со временем приняли самые разные формы и конфигурации: так почему бы колесам не превратиться во что-то совершенно новое?
Задумайтесь над этим удивительным фактом: всего за каких-то 60 лет мы прошли путь от авианосца Китти-Хок до пилотируемого космического корабля Апполон-11, от планирования в нескольких метрах над поверхностью земли до путешествия на Луну расстоянием в 234 000 миль. Летающие аппараты эволюционировали от крылатых к безкрылым, от нахождения в земной атмосфере до выхода за ее пределы – и все это на протяжении одной человеческой жизни. Это лишь один пример того, как взгляд на вещи под нестандартным углом может привести к потрясающим результатам за относительно короткий период времени. Студенты университета Браун и Род-айлендской школы дизайна имели возможность исследовать этот принцип в рамках конференции «Better World By Design» в 2012-ом году: они занимались дизайном, конструированием и тестированием бумажных аэропланов. Они расширили известный набор категорий и приняли к рассмотрению дизайн летающих тарелок, геликоптеров, и птиц. В течение одного часа участникам удалось разработать совершенно новые концепции бумажных аэропланов, за счет привлечения категорий, выходящих далеко за пределы изначальных идей о том, что такое бумажный аэроплан, и каким он может быть.
Творческий процесс представляет собой именно это: процесс. Чтобы увидеть варианты и возможности, которые пропустили другие, не обязательно обладать сверхъестественной способностью к ясновидению. Правильно организованный творческий процесс позволяет нам интуитивно распознавать модели и шаблоны, и на основании этого делать логические прогнозы о тех или иных идеях, в рамках как вертикальных, так и горизонтальных категорий. Понимая генеалогию инноваций в той или иной категории, мы можем представить себе следующий возможный виток их эволюции.
Мы должны выйти за пределы мышления, основанного исключительно на том, что мы знаем и допускаем, на том, что мы испытали. Многие из нас настолько застряли в окопах собственной отрасли, что стали неспособны взглянуть на вещи с другого ракурса и инкорпорировать в свое видение горизонтальную ось. Как правило, мы копаем на километр в глубину и только на сантиметр в ширину. Мы не даем себе и своим людям времени и возможности исследовать другие отрасли, модели культурного дизайна, подходы к работе, и другие «смежные возможности».
Если вы хотите, чтобы ваше транспортное средство оставило лошадей позади и, возможно, даже добралось до Луны, вы и ваша команда должны знать генеалогию инноваций, понимать, как вы пришли к тому, что имеете сегодня, и научиться видеть за пределами знакомого вам мира, чтобы различать новые пути.