Хотите инноваций? Учитесь видеть глубже | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите инноваций? Учитесь
видеть глубже

«Что общего между счетом квадратов и инновациями?»

Авторы: Виджей Говиндараджан , Шрикантх Шринивас

читайте также

Такаси Мураками: «На самом деле мир искусства — это рынок»

Элисон Биард

Поставки как стратегия

Низен Карлос,  Уэллер Вулф

Понять человека

Елена Евграфова

Что делать, если вашей компании не хватает денег

Майк Хармон

Мы задали нашим читателям вопрос: «Что общего между счетом квадратов и инновациями?» Чтобы им было легче ответить, мы нарисовали нижеследующую картинку и попросили посчитать квадраты. Оказалось, что это не так уж и просто:

Новый документ

Судя по сотням комментариев на сайте HBR и в Фейсбуке, а также десяткам электронных сообщений, это упражнение вызвало интерес и эмоциональный отклик. Было приятно читать комментарии и чувствовать энтузиазм их авторов.

Результат во многом будет зависеть от того, каким путем вы идете к ответу. Если мы выбираем путь системного анализа, мы насчитаем 30 квадратов.

16 (квадраты 1х1) + 9 (квадраты 2х2) + 4 (квадраты 3х3) + 1 (квадрат 4х4) = 30 квадратов.

Там изначально было 30 квадратов, но вы их не находили, потому что не искали. На первый взгляд, нетрудно увидеть 16 квадратов. Но нередки случаи, когда настоящая реальность сильно отличается от того, что выглядит реальностью, и на нашей картинке все же 30 квадратов. Инновационные решения наших проблем уже существуют, но мы не найдем их, если не будем искать.

Для каждой проблемы есть метод – в нашем случае мы системно перебирали квадраты 1х1, 2х2, 3х3, и 4х4. На поиски метода придется потратить время, но когда вы, наконец, его найдете – он откроет перед вами возможности и решения для любой инновационной проблемы. Как написал один из комментаторов, «Нам нужно смотреть за пределами того, что видно глазу и того, что нам говорят, чтобы найти инновационные решения проблемы, мы должны абстрагироваться и от проблемы и от решений».

Но может быть есть нечто лучшее, чем системный анализ? Если творчески подойти к счету квадратов, мы увидим 30 квадратов с черным контуром и 30 – с белым. То есть, мы обнаружили целых 60 квадратов! Нестандартное мышление может помочь нам обнаружить и больше. Использование системного анализа в качестве основы и прилагая нестандартное мышление – может привести к переменам в работе огромных масштабов. Некоторые наши читатели обнаружили еще больше квадратов, вплоть до бесконечности.

Спасибо, что расширили наш горизонт! У нестандартного мышления нет пределов. Единственный ограничивающий фактор – это наше собственное воображение. Стоит процитировать одного из наших комментаторов: «Не думайте, что это невозможно, расширяйте границы, не идите против правил, но используйте их гибкость, будьте любопытны, ищите чего-то нового – и получайте удовольствие!».

"Титан" – индийская компания, входящая в гигантский промышленный конгломерат Tata group – использовала эту теорию на практике. "Титан" хотела изготовить новые часы на каждый день. Они должны были удовлетворять требованиям ежедневного использования в нелегких условиях Индии – то есть они должны быть водонепроницаемы и переносить жару и пыль. В то же время, они хотели, чтобы эти часы были ультратонкими и выглядели элегантно. Даже швейцарцы, мировые лидеры в производстве часов, считали эту идею нереальной (невозможной). Часы могут быть водонепроницаемы, или они могут быть ультратонкими, но никак не то и другое одновременно. Почему? Чтобы сделать часы ультратонкими, необходимо использовать миниатюрную батарейку. Но чтобы сделать их водонепроницаемыми, задняя панель должны быть запечатана, что затруднит замену батарейки. Миниатюрная батарейка имеет небольшой срок годности и требует частой замены. Поэтому водонепроницаемость и ультратонкость считались взаимоисключаемыми целями.

Для команды "Титана" все это лишь означало, что нужно удвоить усилия. Они вышли за пределы шаблонного мышления, чтобы разрешить то, чтобы решить то, что считалось компромиссов в дизайне и непримиримыми целями. Они смотрели на три основных компонента часов:

Стеклянная панель. У команды был выбор между толстым, прочным стеклом и тонкой, хрупкой, стеклянной панелью. В итоге, им удалось разрешить этот парадокс и найти решение, в котором есть и тонкость и прочность: сапфировое хрустальное стекло. Оно тонкое, прочное, и смотрится привлекательно. Подобно квадратам в нашей загадке, которые были там и до попыток их посчитать, сапфировое стекло существовало давно (и его качества были хорошо известны), но никто его не использовал, пока "Титан" не взглянула на него с точки зрения системного анализа.

Металлический корпус. Здесь необходимо было выбрать между толстым, водонепроницаемым корпусом и тонким корпусом, не обладающим водонепроницаемостью. Специалистам "Титана" удалось обойти эту дилемму засчет использования титана. Этот металл тонок, прочен и может обеспечить водонепроницаемость.

Батарея. Как мы уже говорили, водонепроницаемость означает, что задняя панель должна быть абсолютно запечатана, что сделает замену батарейки проблематичным. Таким образом, им нужно было удвоить срок работы батарейки, в то же время уменьшив ее размер. Они системно смотрели на способы получить маленькую батарейку, которую не придется часто менять. Другими словами, они нашли 30 дополнительных квадратов. Они качественно снизили подвижность внутреннего механизма часов, так что для работы батарейки требовалось меньше ресурсов. А еще они усовершенствовали дизайн двигателя часов, что, в свою очередь, уменьшило потребление энергии на 50%, таким образом продлив жизнь батарейки. Наконец, они нашли поставщика, который мог уменьшить размер батарейки, не сокращая срок ее годности. В результате "Титан" получила миниатюрную батарейку, срок годности которой – 200% по сравнению с обычной батарейкой!

Некоторые решения "Титана" были хорошо известны и раньше. Однако, они использовали системное мышление, чтобы добиться серьезных улучшений. Они дополнили системный анализ нестандартным мышлением. Конечным результатом стала чрезвычайно успешнаяя линия часов "Титана" «Edge». Это часы толщиной 3,35 мм, с механизмом всего 1,15 мм толщиной и весом менее 36-ти грамм. Эти часы получили многочисленные награды, и благодаря успеху этой линии, Титан теперь является 5-ым самым крупным производителем часов в мире.

Революционные инновации – это не так просто, и хотя системные подходы помогают, еще один шаг в сторону нестандартного мышления может привести к новым и в некоторых случаях, чрезвычайно успешным решениям. Так что, когда в следующий раз вы начнете разгадывать инновационную загадку, не останавливайтесь на тридцати квадратах. Подходите творчески, чтобы найти решения, скрытые от глаз.