Дизайн-мышление – pro и contra. | Большие Идеи

? Управление инновациями

Дизайн-мышление – pro
и contra.

В этом посте я остановлюсь на ключевых моментах, которые, на мой взгляд, надо учитывать, обращаясь к инструменту под названием «дизайн-мышление».

Автор: Екатерина Храмкова

читайте также

Как речь влияет на вашу карьеру

Таннен Дебора

Можно ли верить вашим данным?

Редман Томас

От подвала до миллиарда

Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать

Питер Джианиодис,  Тобин Тернер

Меня часто спрашивают о том, как соотносятся методы дизайн-мышления с другими подходами к решению изобретательских и маркетинговых задач, на каком этапе создания нового продукта, нового бизнеса данная методика может оказаться наиболее эффективной. В этом посте я остановлюсь на ключевых моментах, которые, на мой взгляд, надо учитывать, обращаясь к инструменту под названием «дизайн-мышление».

Дизайн-мышление (Design Thinking) – комплекс мировоззренческих и методологических установок, активное оформление которых началось более десяти лет назад как реакция на возникновение нового экономического устройства с неизбежной переоценкой ценностей старой экономики.

Одним из ключевых мировоззренческих принципов дизайн-мышления является эмпатия – умение взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания, стоящие перед ними задачи. Именно этого требует от современного бизнеса произошедшая в последнем десятилетии кардинальная трансформация культуры потребления. Другой «конек» дизайн-мышления – это междисциплинарность его платформы, позволяющей вовлекать в диалог специалистов из самых разных областей: науки и технологии, дизайна и инжиниринга, искусства и гуманитарных областей – психологов, антропологов, культурологов.

С методологической точки зрения подходы дизайн-мышления относятся к эвристическим приемам решения проблем в условиях неопределенности – так называемых нестандартных задач, которым обычно противопоставляются задачи, не связанные с творческим поиском. Таким образом, дизайн-мышление не является принципиально новым с точки зрения оптимизации процедур по поиску ответов на сложные многоуровневые проблемы. Уже древнегреческая философия сформулировала основной вопрос, на который пытается отвечать дизайн-мышление и сегодня: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?». Однако ценность подходов дизайн-мышления для современного бизнеса заключается в том, что именно дизайнерские методики заточены на работу с так называемым «неявным знанием» (tacit knowledge) потребителя, которое он сам не в состоянии осознать и вербализировать. С этой целью и проводятся дизайн-исследования, позволяющие выявить, интерпретировать и визуализировать информацию в форме, доступной для дальнейшей коммуникации, всем заинтересованным сторонам. Таким образом, с процедурной точки зрения именно дизайн-исследования лежат в основе практики дизайн-мышления, а потому неверно рассматривать одно в отрыве от другого.

Изначально методологический инструментарий дизайн-мышления оттачивался на решении комплексных задач проектирования и разработки нового продукта. Однако особенно актуальными стали подходы дизайн-мышления, когда появилась необходимость серийного производства инноваций. При этом, по мере того, как изменялось понятие «инновации», наращивал свой потенциал и аппарат дизайн-мышления. Уже в 2006 году в рамках всемирного экономического форума в Давосе дизайнеры компании IDEO провели ряд мастер-классов, посвященных тому, как создавать инновационную бизнес-культуру в организациях. Сегодня философию и подходы дизайн-мышления активно используют в инновационном предпринимательстве – для создания новых бизнесов, а также для генерации бизнес-моделей. Явственной становится тенденция применения аппарата дизайн-мышления для формирования желательных сценариев развития будущего, ведь деятельность любой организации все в большей степени будет определяться целостным видением того общества, построению которого она служит. Футуродизайн – сознательное проектирование будущего – видится мне как развитие парадигмы дизайн-мышления на качественно новом уровне, которого требуют мир и человеческое общество.

Дизайн-мышление часто называют разновидностью out-of-the-box thinking – нестандартного мышления, заставляющего ум выйти за пределы известного. По словам декана одной из ведущих западных бизнес-школ Rotman School of Management в Канаде Роджера Мартина (Rodger Martin), «стиль мышления, принятый в традиционной организации, по большей части, индуктивно-дедуктивный. В дизайнерской компании к этой паре добавляют абдуктивное видение, которое предполагает, что нечто может быть и это нечто можно исследовать. Дизайнеры не всегда исходят из того, что нечто есть или должно быть, но то, что нечто может быть является для них отправным моментом рассуждения». Таким образом, с философской точки зрения ценность дизайн-мышления и его все более значительное влияние на бизнес, на мой взгляд, заключается в вероятностной модели мира, формированию которого оно активно способствует. «Инновации – это о том, чтобы видеть мир не таким, как он есть, а таким, каким он мог бы быть» (Роджер Мартин).

Апологетами дизайн-мышления является компания IDEO, специализирующаяся на консалтинге в области дизайна, которая с целью демонстрации возможностей данного подхода стала инициаторами создания в Стэнфордском университете так называемой d.school (по аналогии с business school). Продолжение идеи и инструменты, развиваемые в Стэнфорде, получили в Потсдаме, в HPI School of Design Thinking. В основе стэнфордского процесса дизайн-мышления, который неоднократно пересматривался, на сегодняшний день лежат пять этапов: «Понимание», «Фокус», «Идеи», «Прототип», «Тест». Многие авторы отмечают, что процесс дизайн-мышления – это итерационная смена дивергентного и конвергентного подходов, анализа и синтеза. Наиболее популярной иллюстрацией дизайн-мышления является диаграмма, состоящая из трех внутренне противоречивых сфер, которые гармонизируются посредством дизайн-мышления: «востребованность со стороны потребителя», «жизнеспособность и успешность с точки зрения решения бизнес-задач», «реализуемость с учетом имеющихся технологий и производства».

На Западе сегодня дизайн-мышление достигло пика своего признания. Достаточно сказать, что Babson College, один из мировых образовательных лидеров в области предпринимательства, включил Design Thinking в свои учебные программы.

Однако существует и достаточно много противников дизайн-мышления – как среди специалистов, серьезно занимающихся вопросами решения изобретательских задач, в частности, ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач), так и в консалтинговой среде. Последние называют «дизайн-мышление» - очередным маркетинговым трюком. Истина, как всегда лежит посередине и, на мой взгляд, неприятие во-многом связано с тем, что методики и подходы, которые дизайн-мышление упаковало и объединило под своими знаменами, существовали и применялись в различных областях многими и давно.

В европейской традиции понятие «дизайн-мышление» часто заменяется формулировкой «ориентированный на человека дизайн» (Human-Centered Design). Часть экспертов считает, что разница в формулировках связана с нежеланием европейских школ и дизайнерских агентств выступать в роли клонов подхода, получившего на ранних этапах наибольшую известность именно в США. Так, например, в нашумевшей в 2010 году книге Роберто Верганти (Roberto Verganti), Design Driven Innovation: Changing the Rules of Competition by Radically Innovating What Things Mean, по сути выражающего основные принципы дизайн-мышления, сам термин не употребляется ни разу. На мой взгляд, разница в формулировках лежит еще глубже – нельзя не учитывать различие подходов самих философских и культурных традиций Европы и Соединенных Штатов, имеющих долгую историю противостояния.

С определенным запозданием тема «дизайн-мышления» становится модной и в России. Однако без четкого понимания того, на каких этапах проектирования нового продукта, услуги, бизнеса использование наработок дизайн-мышления наиболее эффективно, а когда необходимо привлекать другие приемы, например, ТРИЗ, как должна быть подобрана команда экспертов, чтобы процесс не превратился в хаос, - без всего этого дизайн-мышление останется всего лишь внешней оболочкой, привлекательным, но довольно бесполезным набором действий.