Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл | Большие Идеи

? Управление инновациями

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский
продуктовый ритейл

Фрагмент из книги «Цивилизация X5. От магазина без товаров до магазинов без продавцов»

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл
Est?dio Bloom / Unsplash

читайте также

Бизнес за толерантность

Гройсберг Борис,  Коннолли Кэтрин

Будьте проще и клиенты от вас не уйдут

Патрик Спеннер,  Фриман Карен

«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это можно изменить

Дмитрий Шушкин

Как совмещать буддизм и менеджмент

Маршалл Голдсмит

От редакции. Как инновации проникают в ритейл? Почему в магазинах далеко не всегда нужны продавцы и как обходиться без них? Что полезнее для покупателей — дополненная реальность с говорящими персонажами или видеокамера на весах? На эти и другие вопросы дает ответы книга Никиты Аронова и Дмитрия Соколова-Митрича о развитии российского ритейла на примере крупнейшей торговой сети X5 Retail «Цивилизация X5», которая вышла этой осенью в издательстве АСТ. Мы публикуем несколько фрагментов из нее.


В разгар второй волны пандемии, в октябре 2020 года, в цокольном этаже обычного жилого дома в Новой Москве открылся первый в России магазин без продавцов. Это была «Пятерочка», только совсем крошечная и совсем без продавцов, точнее первое время один живой человек в ней все-таки присутствовал. Он объяснял покупателям, как этим новым магазином пользоваться.

Например, для начала надо скачать особое мобильное приложение, зарегистрироваться и привязать к нему банковскую карту, только после этого можно отсканировать Qr-код и открыть дверь. Потом уже есть выбор: можно просто обходить полки, сканировать товары и оплачивать их в приложении, а можно собрать все в корзину и расплатиться на кассе самообслуживания…

«Когда в январе 2018 года в Америке открыли первый такой магазин, то планировали в ближайшие год-два развернуть три тысячи Amazon Go. Сейчас их всего двадцать шесть, — констатирует руководитель портфеля инновационных продуктов X5 Роман Тимаев. — Проблема на самом деле в том, что технологии у них очень дорогие. Камеры контролируют товары с четырех ракурсов, в каждую полку встроены весы. Мы изучили этот проект и поняли, что у нас он не будет иметь экономического смысла. Мы же не инновациями ради инноваций занимаемся. Наша задача — повышать эффективность бизнеса».

Но потом представители X5 увидели в Китае местные магазины без продавцов: BingoBox и Auchan Minute. Это отдельно стоящие торговые точки размером с морской контейнер, каждая заметно дешевле американских аналогов. Секрет прост: китайские камеры следят не за товарами, а за покупателями. Они распознают клиента на входе и сразу находят его и его кредитную карту, что сводит на нет любые попытки магазинного воровства. Если в Amazon Go товар можно сразу класть в сумку и деньги снимаются автоматически, то в Китае придется воспользоваться кассой.

«Мы поняли, что там нет никаких дорогих технологий и мы можем реализовать похожий проект своими силами», — вспоминает Роман Тимаев.

Российский вариант магазина без продавцов — это что-то среднее между американским и китайским опытом. Лица тут не распознаются, товары тоже, но камера видит, сколько конкретно единиц взято с полки и смотрит потом, чтобы все они были оплачены, а кроме того, отслеживает перемещение покупателей по торговому залу. Данные касс и покупок в приложении позволяют следить за товарными остатками. Как только чего-то не хватает, заказ автоматически поступает специальному сотруднику, который едет за недостающими продуктами в магазин-донор.

Один сотрудник на небольшой машине-каблучке может обслуживать сразу пять торговых точек без продавцов. Он же должен следить за свежестью, перебирать фрукты и овощи. Все это занимает лишь пятнадцать-двадцать минут: магазин-то маленький. Второй сотрудник, который иногда сюда заходит, — это уборщик. Кроме того, за торговым залом постоянно наблюдают через видеокамеры, и если кто-нибудь, скажем, разольет пакет молока, уборщика пришлют в кратчайший срок. Площадь магазина — восемьдесят квадратных метров. Почти вчетверо меньше обычной маленькой «Пятерочки»: в нем всего девятьсот товарных наименований.

«Мы в шутку называем этот проект «холодильником на первом этаже, — говорит Роман Тимаев, — потому что его можно поставить буквально на первом этаже любого дома или у метро, или в офисном центре. Естественно, в разных случаях там будет разный набор товаров. У метро — все, что нужно купить по дороге домой, в бизнес-центре — готовые супы и салаты с нашей фабрики-кухни».

Со временем это будет просто еще один формат «Пятерочки», только маленький. В общем, магазин без продавцов в России скоро станет обыденностью…

В Лаборатории инноваций X5 работает всего двенадцать человек: шесть разработчиков, один аналитик и инженеры. Еще в команду дирекции по инновациям входят специальные охотники за интересными новинками, которые ездят по выставкам и инновационным предприятиям по всему миру, договариваются о партнерствах с акселераторами и венчурными фондами, проводят хакатоны, принимают участие в демоднях, и руководители проектов, которые обеспечивают взаимосвязь с реальным бизнесом и непосредственную реализацию пилотов и проектов «на земле», ведь любое новшество дирекция сначала внедряет в пилотном режиме и предлагает потом уже не просто красивую технологию, а решение с доказанной эффективностью…

Вера обманчива: многие интересные на первый взгляд проекты оказываются совсем неэффективными. Так, например, случилось, когда разработчики решили поэкспериментировать с дополненной реальностью, типа ловли покемонов, только в магазине были разработаны специальные метки, при наведении на которые в приложении телефона выпрыгивали персонажи мультсериала «Ми-ми-мишки».

«Ты наводишь камеру на полку, оттуда мишки выпрыгивают, с тобой разговаривают, скидки тебе дают, — вспоминает директор X5 по инновациям Иван Мельник. — Но оказалось, что покупателю все это совершенно не нужно. Потому что люди пришли продукты покупать, а не фан получать»...

А вот иногда инновация срабатывает совсем не там, где ожидалось. Лучший тому пример — история умных весов.

«В начале 2018 года к нам пришел стартапчик, пара ребят с такой идеей: покупатели в магазине всегда мучаются, взвешивая на весах самообслуживания банан и яблоки, а можно упростить им жизнь: приладить к весам камеру, которая, увидев бананы, сразу сама выберет бананы из списка весовых продуктов», — рассказывает Иван Мельник.

Был сделан пилотный проект, который профинансировала «Карусель», но за три месяца умные весы не дали никакого экономического эффекта.

«У нас есть собрание такое, называется «ай-вече», куда приглашают айтишников из всех подразделений компании. Ребята рассказывают, какую работу проделали, какие стартапчики, каких результатов достигли, какие проблемы возникли при запуске. Там рассказали и про эти весы: мол, идея классная, но не сработала, — вспоминает Мельник. — Ребята из "Пятерочки" встали и говорят: вы просто не там это сделали, надо было ставить камеру не на весы самообслуживания, а на кассовый узел. Потому что в отличие от вас, дорогие гипермаркеты и супермаркеты, у нас на кассовом узле весы стоят, а не в зоне фруктов и овощей, и взвешивает овощи-фрукты кассир, а не покупатель самостоятельно».

Попробовали сделать, как они сказали, — и оказалось, что это колоссальная экономия времени кассира, а значит, сокращение очередей и рост трафика. Поэтому без корпоративной культуры и открытости в области инноваций быть успешным невозможно.

Летом 2019 года в X5 провели внутреннюю выставку инноваций в рамках стратегической сессии. Там представители регионов могли ознакомиться со всеми новинками. Стенды с той выставки сохранены и стоят в одном из помещений лаборатории инноваций и руководитель Лаборатории инноваций X5 Михаил Кучеренков с удовольствием устраивает небольшую экскурсию.

«Этот планшет, — рассказывает он, — вешается в винном отделе. С одной стороны, это прайсчекер, то есть на нем можно проверить цену, с другой — электронный сомелье, он помогает покупателю подобрать вино, задавая правильные вопросы, а когда вино выбрано, дает команду на систему электронных ценников, и ценник возле нужной бутылки начинает мигать».

Другая интересная штука — индикатор свежести. Некоторые товары можно перевозить только при определенной температуре, на них лепится метка, и если температурный режим был нарушен, она окрашивается в красный цвет. Вот камера на рельсах, способная заменить семьдесят обычных камер. Она ездит под потолком магазина, фотографирует полки, а специально обученная нейросеть анализирует, где на них чего не хватает. Вот, пожалуй, самая экономически выгодная инновация — умный электрощит. Фактически это система «умный дом», но разработанная в недрах лаборатории специально для магазинов. Она выключает ненужные лампочки и тепловые завесы, регулирует кондиционирование с учетом погоды за окном, анализирует количество людей в торговом зале и в соответствии с этим настраивает вентиляцию магазина. Все это позволяет экономить 10% электроэнергии…

«История знает множество крупных системных компаний, которые были успешны на каком-то отрезке времени, но как только мир менялся, они очень сильно теряли или вообще исчезали, — говорит директор X5 по стратегии и развитию Владимир Салахутдинов. — Однако есть и хорошие примеры, например, Western Union, где я работал в юности. Когда-то эта компания была телеграфной, но потом в какой-то момент телефон убил телеграф, и, наверное, Western Union, как и все телеграфные компании, могла умереть, но не умерла, потому что нашла себе нишу с денежными переводами. Сейчас мир меняется, и мы тоже должны меняться».