Вики: инициатива снизу | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вики:
инициатива снизу

<b>Вики-сайты открывают доступ к коллективному разуму, играя роль виртуальных конференц-залов, где пользователи обсуждают идеи и информацию до тех пор, пока не достигнут согласия или не выяснят истину. Самый известный вики-сайт — безусловно, онлайновая энциклопедия «Википедия», но есть и множество других. Тысячи организаций, от Microsoft до ФБР, используют вики, чтобы объединять знания своих многочисленных сотрудников; вики-среда упрощает совместную работу, помогая планировать, назначать встречи, фиксировать наилучшие подходы, динамично обсуждать новые продукты и процессы. Основатель «Википедии» Джимми Уэльс рассказывает о технологии вики и о том, что она может дать компаниям.</b>

Автор: Гардинер Морс

Вики: инициатива снизу

читайте также

Как рынку прямых инвестиций пережить кризис среднего возраста

Карим Хайралла,  Франсуа Манн Квиричи

Коротко о главных

Марина Иванющенкова

Как устоять перед жесткой критикой

Джозеф Гренни

Проблема элит: что делать с народом?

Александр Лазуткин

Часто ли компании пользуются технологией вики?

Они только входят во вкус. По прогнозам аналитического агентства Gartner скоро у половины американских компаний будут собственные вики-сайты. И появятся они не только по приказу начальства, а в основном — по инициативе рядовых сотрудников. Они-то понимают, что с помощью вики могут лучше делать свою работу.

Зачем компаниям вики-сайты?

Для любых задач, предполагающих обмен знаниями, открытое, гибкое и быстрое сотрудничество. Особенно они нужны, если люди находятся далеко друг от друга, в разных офисах или странах, а наладить взаимодействие необходимо. Вики-сайты помогают быстро найти решение любого вопроса — от повестки дня до лучших способов удовлетворить потребности клиентов.

Почему корпоративные вики-сайты часто создают подчиненные, а не руководители?

Многие руководители, особенно в компаниях с жесткой иерархической структурой, настороженно относятся к этим сайтам. Они не говорят открыто о своих опасениях, но то, что подчиненные сами решают проблемы между собой, не дожидаясь приказов начальства, выводит их из себя. Если вам неприятно, что ваши сотрудники создают вики-сайты, подумайте — с чего бы это.

Если в организации появляются вики-сайты, о чем это говорит?

Технология вики помогает людям сотрудничать, и значит, без нее наладить взаимодействие им трудно. Это не обязательно сигнал того, что у компании серьезные проблемы. Возможно, руководителям просто нужно было предвидеть такую ситуацию и вовремя установить необходимое программное обеспечение и обучить персонал. Если вики-сайты нужны сотрудникам, предоставьте им необходимую поддержку.

Как это сделать?

Иерархическая структура компании снижает эффективность вики. Чтобы эта технология давала максимальную отдачу, следует изменить стиль руководства. Если все боятся внести правку на страницу, созданную или отредактированную топ-менеджером, то вся затея лишается смысла. Корпоративные вики-сайты действительно приносят пользу там, где руководители ясно дают понять: идеи каждого сотрудника ценны для компании. Хотя, конечно, окончательное решение остается за начальством. Однако, если генеральный директор допускает фактическую ошибку в вики-статье, всем будет только лучше, если подчиненный ее исправит. Корректное пользование этим инструментом, я бы сказал, смягчает недостатки иерархического устройства — а это выгодно всем без исключения.

Как вы руководите «Википедией»?

Обычно вики работают лучше всего, если начальник держится на расстоянии. Я, например, почти не вмешиваюсь в работу «Википедии», особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях. Я с самого начала не хотел, чтобы авторы согласовывали все со мной или чтобы «Википедия» отражала мои взгляды. Поскольку я стараюсь лишний раз не встревать в перепалки, люди внимательнее прислушиваются к моему мнению, когда я действительно хочу что-то сказать. Руководитель должен участвовать в жизни вики-сайтов, но осторожно.