Что нужно знать о семантической паутине | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать о
семантической паутине

Автор: Ильюб Том

Что нужно знать о семантической паутине

читайте также

Три правила хорошей презентации

Кармин Галло

Мечта об инновациях

Образование среднее? Нет, лучшее

Клинцов Виталий

Обнаглел!

Ракшенко Лилия

Бархатная техническая революция скорее всего многих застигнет врасплох. Она радикально изменит принцип работы интернета. Широкое распространение получит «семантическая паутина» — способ организации и представления веб-контента в виде не текстовых документов, а единиц информации, связанных между собой по содержанию и свойствам. Как ни странно, большинство представителей мира бизнеса никогда даже не слышали о семантической паутине. А значит, они едва ли сориентируются в новой ситуации или воспользуются новыми возможностями.

О семантической паутине еще 15 лет назад размышлял сэр Тимоти Бернерс-Ли, изобретатель Всемирной паутины. Сегодня под его руководством эту идею продвигает Консорциум Всемирной паутины (W3C). С 2000 года было описано примерно 23 миллиарда метаданных (более половины — за последний год) на языке Resource Description Framework (RDF).

Сейчас в документах на базе HTML выделяются единицы данных, но, каковы их взаимоотношения с другими единицами того же или иного текста, неизвестно. Семантическая же паутина использует стандарты и протоколы, которые четко определяют взаимосвязи всех единиц ­информации — ­не только в одном документе, но и во всей сети. Пока людям приходится просматривать все результаты поиска и разбираться в них. Семантическая паутина позволит компьютерам взаимодействовать между собой и отбирать данные, точно отвечающие весьма специфическим запросам.

Допустим, вы хотите узнать, что Шекспир писал о супружеской измене. Обычный поисковик выдаст тысячи документов, которые вам придется перерыть, чтобы найти интересующую информацию, а семантическая паутина вычленит данные из этих документов, объединит их и предоставит вам в удобной форме.

А это означает, что современные поисковые машины (и поддерживаемые ими бизнес-модели) необходимо будет перестроить или заменить, чтобы они могли работать в семантической паутине. В новом мире пользователи запросто воспроизведут такие сервисы, как Facebook, MySpace или LinkedIn — для этого они будут использовать открытый стандарт RDF. Таким образом, семанти­ческая ­паутина избавится от посредников и вернет контроль над личной информацией ее истинным владельцам.

Ритейлеры, музыкальные магазины, туристические агентства, игровые сайты, издатели СМИ и прочие компании, для которых интернет — торговая площадка, должны научиться жить в мире открытых и связанных данных. Бизнес-лидерам следует в первую очередь оценить ситуацию и удостовериться, что в их организации есть специалист, способный разобраться в семантической паутине и использовать ее возможности. Если, услышав о семантической паутине, руководитель технического отдела удивленно вскинет брови, значит, у вас серьезные проблемы. Вашим специалистам придется разработать стратегический план на срок от трех до пяти лет с учетом переориентации на семантическую паутину, а также взять на себя ответст­венность за переход на новую систему.

Очень важно попытаться взглянуть на семантическую паутину с точки зрения клиента. Прочувствовав удобст­во ­и эффективность новых сервисов и механиз­мов поиска, люди быстро забудут о сайтах, которые сегодня считаются лучшими.WEF|HBR

* деятельность на территории РФ запрещена