читайте также
Хотите, чтобы сотрудники принимали более деятельное участие в решении проблем компании? Похоже, большим подспорьем для вас станут новые средства графического отображения данных. Согласно нашему исследованию, с помощью современных технологий визуализации подавать информацию можно более увлекательно, а это дает толчок живым обсуждениям, в которые втягиваются неожиданно много людей. Они задают вопросы, предлагают свои соображения и целые теории насчет того, почему наметился спад на одном направлении, а на другом — достигнуты такие-то показатели. Сотрудники с азартом ищут оригинальные решения — не об этом ли мечтают руководители?
Впервые мы заметили, что люди охотно обсуждают информацию, если она подана интересно, в двух очень разных ситуациях: в первом случае нужно было упорядочить архив электронной почты, а во втором — составить список самых популярных имен новорожденных. Наше наблюдение подтвердилось в январе 2007 года, когда Лаборатория визуальной коммуникации (входит в исследовательскую группу Collaborative User Experience компании IBM) запустила сайт many-eyes.com. На нем можно бесплатно опробовать самые последние инструменты визуализации данных и обсудить схемы и графики, уже опубликованные на сайте.
А вот как они создаются: пользователь заносит свои данные в систему, а потом задает нужный тип диаграммы и ее параметры. Всю остальную работу берет на себя программа — она создает красочные и необычные схемы, причем, если навести курсор на отдельный элемент картинки, всплывает дополнительная информация (примеры можно найти по адресу many-eyes.com/hbr).
На древовидных схемах, напоминающих мозаику из цветных плиток, можно одновременно отображать данные разных типов, такие как соотношение разных социальных групп по численности и доходам. Пузырчатые диаграммы, которые похожи на кусок ткани в горошек, наглядно представляют сложнейшие массивы данных, скажем, объем потребления нефти странами мира. А с помощью семантического облака и шрифтов разной величины вы можете показать, к примеру, как часто тот или иной политик употребляет какие-то фразы в своих предвыборных выступлениях (это может пригодиться и при анализе мнений людей из фокус-групп). На наш сайт загружают множество сведений: о зарплатах в университетах, о продажах PlayStation, об уровне потребления алкоголя в Мичигане или о том, сколько американских солдат погибло в разных городах Ирака. Общими усилиями наших пользователей (в основном анонимных) и исследователей IBM было создано более 10 тысяч диаграмм, и каждую можно поставить в свой блог или на веб-страницу.
Наблюдая за тем, как пользователи изучают свои и чужие схемы, которые к тому же можно настроить «под себя», мы раз за разом убеждаемся в ценности грамотной визуализации данных — наглядно представленная информация оказывается поводом для общих обсуждений и взаимодействия. На нашем веб-ресурсе ученые рассказывают о своих исследованиях, общественники рассуждают о политике, войне, демографической ситуации, преступности, изменении климата. Не отстают и рядовые пользователи, комментируя буквально все подряд. Скажем, на диаграмму, посвященную самым частым причинам смерти, пришли десятки отзывов, хотя обычно эта тема интересует разве что страховщиков. При этом большинство обсуждений идет на других сайтах. Так, американский общественный проект Sunlight Foundation, посвященный проблеме прозрачности в политике, борьбе с коррупцией и незаконным лоббизмом в органах власти США, в том числе в Конгрессе, опубликовал у себя на сайте графическую схему его расходов, что вызвало в блогосфере мощную волну обсуждений.
Компании оперируют все более сложной информацией, и мы полагаем, что значение визуализации данных как бизнес-инструмента будет неуклонно расти. Many- еyes — ресурс общедоступный, и серьезных корпоративных данных на нем немного, но легко представить себе ситуации, в которых подобные инструменты окажутся весьма полезными.
• Результаты сложных маркетинговых исследований сводятся в наглядные схемы и графики на специальном внутреннем сайте компании: так гораздо проще отслеживать, как от месяца к месяцу изменяются различные показатели.
• Предприятие пытается сократить расходы на снабжение и дистрибуцию и с этой целью публикует древовидную схему, показывающую относительные затраты в каждом звене цепочки поставок. Не исключено, что сотрудники и поставщики общими усилиями найдут новые источники экономии.
• Авиакомпания информирует пассажиров о нелетной погоде на своих маршрутах с помощью интерактивной карты, которая обновляется в реальном времени. Скорее всего, глядя на нее, пассажиры с бóльшим пониманием и терпением отнесутся к задержке рейсов. Кроме того, выиграют и те, кто летит с пересадкой: они будут выбирать оптимальный маршрут, чтобы избежать долгих ожиданий в аэропортах.
С помощью новых средств визуализации руководители смогут не только тщательнее отслеживать узкие места в работе компании, но и втянуть людей в сотрудничество, заинтересовать их проблемами организации и целями, которых ей предстоит достичь.