читайте также
Обычно исследователи подсчитывают и вложения в НИОКР, и результаты этих инвестиций: международные патенты, цитирование и долю высокотехнологичной продукции в экспорте или в ВВП.
Кроме того, используются и опросы предприятий. Впрочем, это требует очень кропотливой работы с данными, так как сами предприятия могут считать инновационной продукцией совершенно разные вещи: новое для своего предприятия, для региона, для всей страны, для глобального рынка. Методология ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) определяет четыре вида инноваций: продукт, процесс, маркетинг, организационные инновации. Последний такой опрос проводился ЕБРР и Всемирным банком в России в 2012 году, новый раунд будет проведен в 2018-м.
Разные рейтинги инновационности национальных экономик учитывают разные параметры, но ни по одному из них Россия не относится к числу инновационных сверхдержав: показатели инновационности примерно соответствуют общему уровню развития экономики (страна находится в группе развивающихся стран со средним уровнем дохода). При этом Россия скорее выше общемирового тренда с точки зрения ресурсов, которые она тратит (например, валовые расходы на исследования и разработки как процент ВВП), и скорее ниже тренда с точки зрения результата (например, инновационная составляющая экспорта).