Перемен требуют наши акционеры | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
Управление инновациями

Перемен требуют наши акционеры

Анастасия Миткевич
Перемен требуют наши акционеры
hbr.org

Cамолет опять задержали — видимо, у меня талант выбирать такие рейсы. А теперь еще и пробка. Я думала, они бывают только в Москве, — Татьяна жаловалась по телефону своей коллеге и по совместительству подруге.

Командировка была ответственная и могла затянуться надолго. Когда Татьяну назначили директором по развитию регионов, она стала появляться дома все реже, даже кота пришлось перевезти к родителям. Самолеты, ночные поезда, зубная щетка в футляре и зарядка для телефона всегда с собой. Походный образ жизни довольно быстро стал нормой. После недавнего развода с мужем Татьяна с головой окунулась в работу. Так было проще — личные проблемы отходили на задний план, как только она открывала очередной отчет.

Когда Татьяна только начинала свою карьеру в качестве финансового аналитика, ей постоянно приходилось сталкиваться с бюрократическими проволочками, которые тянули старейшие предприятия на дно. Строгий порядок ведения дел, заведенный в крупных структурах, не менялся годами, несмотря на новые вызовы рынка. Молодые сотрудники, полные сил и энергии, приходили в такие организации, фонтанируя идеями и желая что-то менять, но сталкивались с неповоротливой махиной, которую практически невозможно сдвинуть с места.

Татьяна часто наблюдала, что топ-менеджеры известных мировых корпораций довольно болезненно относятся к переменам: «Зачем они нужны, если в компании и так все в порядке?». Теперь, занимая позицию, на которой Татьяна могла принимать решения и действительно на что-то влиять, она с энтузиазмом взялась за реструктуризацию «Экспресс-кредитбанка».

Она начала с небольших изменений, касающихся внутреннего распорядка работы филиалов. Тем не менее, руководство региональных отделений встречало их с опасениями и недоверием. К такому поведению Татьяна быстро привыкла и воспринимала его как норму — однако она всегда пыталась объяснить местному руководству необходимость тех или иных действий и неизбежность риска. Иногда получалось перетянуть людей на свою сторону, иногда — нет. В региональных филиалах Татьяна часто встречала молодых талантливых сотрудников, которые были готовы к чему-то новому — их она рекомендовала непосредственному начальству, старалась помочь в карьерном продвижении.

Такси остановилось у гостиницы «Московская». И почему ее так назвали? Хотели добавить пафоса? Интересно, сколько ночей здесь придется провести. Эта поездка была особенной. Пермский край — первый регион, где Татьяна хотела провести кардинальные изменения: закрыть большинство отделений, часть сотрудников перевести на удаленный режим работы, а часть — сократить. До этого момента акционеры поддерживали каждое ее решение, но сейчас она была не до конца уверена в правильности своих действий, поэтому хотела посмотреть, как обстоят дела на месте. За последние пару месяцев она сильно вымоталась, в таком состоянии ей всегда было сложно сосредоточиться, и она начинала сомневаться в себе. Татьяна поднялась в номер: из всей обстановки — стол, стул, кровать-полуторка, мини-холодильник да чайник. Оставаться здесь не хотелось, и, прихватив ноутбук, она спустилась в бар.

Официанта ждать долго не пришлось.

— Здравствуйте, вот меню. Может быть, закажете что-то сразу?

— Да. Зеленый чай с мятой, если он у вас есть. И подскажите пароль от wi-fi, пожалуйста.

— От 1 до 10, без пробелов. Только он работает не всегда, но можете рискнуть, — улыбнувшись, официант удалился.

На удивление, wi-fi сразу заработал. Не успела Татьяна выйти в скайп, как раздался звонок от Ирины — ее подруги, коллеги и члена совета директоров. У девушек были похожие взгляды на бизнес, да и на жизнь в целом, и совместные обеды в офисе быстро переросли в крепкую дружбу. Татьяна была этому рада: редко встретишь человека, столь близкого по духу.

— Ну, что, обустроилась?

— Да, заселилась, сил совсем нет, аэропорты выматывают, что ни говори.

— Еще не виделась ни с кем из руководства?

— Нет, не успела. Завтра в 9 утра будет встреча с руководителем отделения. Как сегодня прошло совещание в головном офисе?

— Ничего нового. Эдуард Михайлович опять сел на любимого конька. Произнес целую речь, мол, мы слишком торопимся с изменениями в компании и необходимо сбавить темп.

Эдуард Михайлович был главным исполнительным директором «Экспресс-кредитбанка». Он невзлюбил Татьяну с момента ее появления в компании, все ее действия жестко критиковал, и у них были натянутые отношения. Хотя акционеры наняли Татьяну специально для того, чтобы она «встряхнула» банк изнутри, и наделили ее соответствующими полномочиями, Эдуард Михайлович оспаривал каждый шаг Татьяны. В то же время другие члены правления поддерживали ее идеи относительно адаптации компании к условиям быстро меняющегося рынка.

— Да, он ненавидит перемены. Или все, чего коснулась моя рука, — пробурчала Татьяна.

— Он просто завидует твоему энтузиазму и молодости. К тому же, тебе не нужно его одобрение, — продолжала Ирина. — Ты все правильно делаешь. И пока твои решения принесли только пользу, так что лучше бы ему помолчать.

— Ты из меня делаешь прямо идеального работника! Чтобы увидеть все результаты и последствия решений, должно пройти время. А что конкретно говорил Эдуард Михайлович?

— Что сотрудники не могут работать на полную катушку, когда прямо на ходу меняются правила игры. Да, и он пытается перетянуть на свою сторону некоторых членов правления. Но не заморачивайся, мы будем действовать быстрее.

Татьяна была уверена, что в первую очередь надо перенаправить средства на ИТ-поддержку, нанять специалистов, которые бы всерьез занялись этим направлением. Отделения банка должны уйти в прошлое, ведь клиенту намного удобнее с помощью приложения в телефоне или через сайт оплатить счета, поменять валюту, погасить кредит. Татьяна планировала договориться с гипермаркетами и устанавливать там банкоматы, где клиенты могли бы не только снимать наличные средства, но и взять кредит. Она хотела открыть колл-центры для онлайн-консультаций клиентов, провести обучение и аттестацию персонала. Готовясь к командировке, она не смогла даже найти информацию о последней оценке сотрудников, но поскольку финансовые показатели филиала были хуже некуда, Татьяна решила, что КПД у сотрудников довольно низкий. А ведь ей нужны были высокомотивированные сотрудники, которые хотят работать и зарабатывать. Она была уверена, что схема, при которой персонал получает фиксированный оклад каждый месяц, давно себя изжила: деньги надо платить за результат, а не за время, проведенное на работе.

Взять в оборот

Директор филиала Дмитрий Алексеевич встретил Татьяну в своем кабинете. Мужчина лет сорока пяти с открытым взглядом, легкой сединой на висках и усами-щеточкой. «Кто еще в наше время носит усы?» — подумала девушка.

Она села за стол и огляделась. Взгляд упал на диаграмму на стенде. Это была довольно сумбурная схема, на которой Татьяна едва смогла прочесть названия подразделений и имена сотрудников. Дмитрий поймал ее взгляд.

— Я просто хотел объяснить людям, какие изменения грядут в компании и чего ждать дальше. Многие сейчас в замешательстве.

Татьяна промолчала, но ее сердце екнуло — представления Дмитрия Алексеевича об изменениях, которые она проводила, были очень размытыми. Схема не отражала и десятой доли того, что собиралась делать Татьяна.

— А что говорят сотрудники?

— Люди немного напуганы, потому что компания меняет курс. Многих страшит грядущее закрытие отделений и работа в удаленном формате.

— Все ли понимают, почему так происходит? Вы, например?

— Конечно, мы должны шагать в ногу со временем. Клиентам удобнее все иметь на своем компьютере или в телефоне. Но у сотрудников очень много вопросов. Как они будут работать в удаленном формате? Например, не у всех есть возможность работать из дома. Сколько человек останется за бортом? Не планируется ли сокращение зарплат у оставшихся? Кто будет работать в колл-центрах?

— Да, я понимаю опасения людей. Сотрудники боятся остаться без работы. Мне хотелось бы лично поговорить с ними.

— Конечно, пройдемте в зал.

Татьяна подошла к операционисткам. Они выглядели как девушки из рекламного буклета: идеально выглаженные рубашки, на шее фирменные косынки с логотипом банка, собранные в пучок волосы, легкий макияж. За внешним видом сотрудников в банке следили и могли оштрафовать за цветную прядь в волосах или излишне откровенное декольте.

— Всегда ли у вас так мало народу в это время?

Одна из девушек встрепенулась и, хлопая ресницами, стала оправдываться: сейчас утро, в такой час клиентов всегда мало, но с 12 до 15 часов людей значительно больше, поскольку в это время в разных конторах поблизости обеденные перерывы.

— Меня зовут Татьяна Андреевна, я отвечаю за все изменения, которые происходят в региональных офисах банка. Если у вас есть какие-то вопросы, я с радостью на них отвечу.

— Мы потеряем работу? — спросила вторая девушка.

— Моя подруга говорила, что каждый раз, когда в ее компании происходят какие-то изменения, начинаются массовые увольнения, — поддержала коллегу операционистка.

— Сокращения, к сожалению, неизбежны. Но зато у тех, кто останется, будут более выгодные условия работы.

Девушки переглянулись, в их глазах читалось смятение.

После обеда Татьяна встретилась еще с несколькими сотрудниками из других отделов. Все старались улыбаться, но чувствовалась, что атмосфера накалена до предела.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи