Революционная технология для медицины | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Революционная технология
для медицины

Подсказка: не хай-тек и не дорого

Автор: Диксон Рональд

Революционная технология для медицины

читайте также

Как расшевелить мозг

Джеффри Даер,  Кайл Нел,  Натан Ферр

Не стать токсичным боссом

Елена Евграфова

Как быть первым среди равных

Лора Эмпсон

Идеальный шторм: что делать?

Яков Сергиенко

Проблема

Революция в медицине ассоциируется с высокотехнологичными (и дорогостоящими) инновациями вроде магнитно-резонансных томографов нового поколения или роботов-хирургов. Как ни странно, редко кто задумывается о технологиях, способных улучшить главное — взаимоотношения пациентов и поставщиков медицинских услуг.

Я окончил медицинский факультет в 1998 году — уже тогда я видел преимущества электронной почты. Когда я начал работать врачом, я подумал: имейл — удобный способ общения с пациентами. и я стал, например, просить гипертоников присылать мне данные о своем давлении и в зависимости от этих показаний корректировать дозы препаратов. однако вскоре в дело вмешался администратор больницы. Поскольку за такой вид услуг мы не могли брать с пациентов деньги, он велел мне прекратить переписку.

Кроме того, информацию, полученную по имейлу, нельзя было занести в медицинскую карту. Если бы кто-нибудь просматривал историю болезни одного из моих пациентов, которого я перевел на паллиативные средства, после того как курс химиотерапии ничего не дал, он бы решил, что мы не общались последние четыре месяца его жизни. Хотя на деле я каждые две недели консультировал больного по скайпу.

Правила, связанные с оплатой медуслуг и делопроизводством, вполне объяснимы. Они отражают укоренившееся представление о том, что без личных встреч лечение невозможно. Согласен, осмотр с помощью видеоконференции не проведешь. однако задумайтесь: мы часто приходим к врачу только за результатами анализов или на консультацию по поводу хронических заболеваний. В таких случаях виртуальное общение было бы более уместным, рекомендации были бы более (а отнюдь не менее) своевременными, результаты лечения — лучше.

Взять, к примеру, Агнес. Ей 75 лет, она страдает закупоркой сердечных сосудов. За четыре месяца ее госпитализировали шесть раз, два из них — буквально через три дня после выписки. И вот когда она шестой раз вышла из больницы, я решил попробовать другой подход. Через несколько дней после ее возвращения домой я позвонил ей, справился о здоровье и даже попросил взвеситься. С тех пор я или кто-то из медсестер звоним Агнес каждые четыре дня. И вот уже шесть месяцев ее не клали в больницу. Что за революционную технологию я использовал? Простой телефон.

Революционная идея. А теперь представьте, что связываться с людьми можно было бы не по телефону, а с помощью интерактивных терминалов, которые мы с коллегами опробуем уже сейчас. Если к врачу будут стекаться сведения, например, о давлении и пульсе пациентов, пожилым и немощным людям не придется тратить силы на поход в клинику. А у доктора появится полная информация о состоянии больного, и он сможет вовремя выявлять аномалии и принимать меры.

Чтобы понять, устроят ли врачей и пациентов виртуальные встречи, мы провели два исследования. В первом мы изучали общение посредством видеоконференций, во втором — электронную переписку «по расписанию». Результаты можно было заносить в историю болезни. Пациенты и их врачи остались очень довольны. Это говорит о том, что люди готовы к новым форматам общения. Значит, все, что нам нужно сделать, — изменить устаревшие правила и устранить культурные барьеры на пути всего нового.

Перспектива. Когда медики и пациенты освоят и начнут охотно использовать все три типа виртуальной связи: асинхронную (электронная почта), синхронную удаленную (видеоконференция) и полиформатную (терминалы, сводящие воедино жизненно важные показатели), — люди будут посещать врачей как минимум в два раза реже. В результате у медиков освободится время — его можно будет потратить на новых пациентов. если принять во внимание катастрофическую нехватку терапевтов, такой подход повысит эффективность медобеспечения.

Система здравоохранения нуждается в серьезном реформировании. Технические новшества не заменят личного общения, зато наверняка обогатят и упростят его. Если взаимодействие медиков с больными будет интерактивным, повысится качество обратной связи на всех этапах диагностирования и лечения и обе стороны будут совместно принимать правильные решения.