Как развить цифровую сноровку вашей команды | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как развить цифровую сноровку
вашей команды

Что делать, если инвестиции в ИТ не приносят ожидаемых результатов

Автор: Брайан Кропп

Как развить цифровую сноровку вашей команды
Bus? Photography/Getty Images

читайте также

Показатели раздора

Владимир Рувинский

Почему на грубость сотрудников не обращают внимания

Джонатон Халбеслебен,  Дональд Клюмпер,  Мэттью Боулер,  Шеннон Тейлор

Два урока для Тима Кука

Роберто Верганти

Офис в эпоху гибридной работы

Джон Уикс,  Мавеш Хан,  Энн-Лор Фаярд

Когда в марте 2020 года стали очевидны реалии пандемии COVID-19, большинство компаний действовали в двух основных направлениях: переводили сотрудников на удаленку и искали способы снизить расходы. Несмотря на то, что сокращение расходов происходило повсеместно (исследование Gartner показало, что 93% организаций среднего размера пошли на это), стратегии применялись различные: 49% фирм приостановили наем, 27% уволили значительное количество сотрудников, 35% прекратили обучение и 27% заморозили все продвижения.

Единственная сфера, где расходы не были сокращены, а фактически даже увеличились, — цифровые технологии для работы. Более половины компаний среднего размера значительно увеличили затраты в этой области, а 69% планируют еще больше их увеличить в 2022 году.

По мере того как мы переходим к следующей фазе пандемии, более 90% организаций, которые можно отнести к среднему бизнесу, планируют перевести на гибридный формат работы по крайней мере часть своих сотрудников. В таких условиях особое значение будут иметь инвестиции в технологии. Поскольку работники должны постоянно переключаться между работой в офисе и из дома, решающую роль будут играть вложения в инструменты для онлайн-совещаний, коммуникаций и совместной работы и ресурсы для повышения индивидуальной продуктивности. Однако многие из инвестиций даже в больших объемах все же не окажут существенного влияния на бизнес.

Большинство инициатив по цифровой трансформации не учитывают необходимости постоянной и эффективной работы над цифровой сноровкой сотрудников и руководителей, то есть над их умением и готовностью применять современные технологии с пользой для коммерческих результатов компании. Если люди не научатся правильно использовать новые возможности, то инвестиции будут потрачены впустую, и результатом станет только усиливающаяся усталость от изменений.

Важность цифровой подготовки

С момента появления IBM PC в 1980 году каждый новый этап в развитии вычислительных технологий существенно влиял на то, как ведется бизнес. На смену эпохе ПК пришел интернет, а затем — смартфоны. В конце нулевых мы открыли для себя облачные сервисы SaaS, и темпы технологических изменений еще сильнее ускорились: вместо того чтобы тратить три года на разработку и публикацию новой версии программы, компании-разработчики перешли к модели непрерывных обновлений платформ, которые созданы для ведения бизнеса. Сейчас, на пороге эры искусственного интеллекта и интернета вещей, нас ждут еще более глубокие изменения в подходах к выполнению работы.

Умение работать в цифровой сфере стало важным ингредиентом успеха в бизнесе, но не всегда ясно, как развить эти навыки. В большинстве организаций ИТ-подразделения сосредоточены на эксплуатационной пригодности бизнес-систем, а служба по работе с персоналом занимается развитием навыков персонала и с трудом успевает за темпом происходящих изменений. В результате вопрос цифровой подготовки часто оказывается вне зоны внимания и тех, и других.

Пандемия со всей очевидностью продемонстрировала, что цифровая подготовка — один из важнейших, а возможно, самый важный навык сотрудников, который необходим для процветания компании. Личные коммуникации, рабочие процессы с бумажным документооборотом и прочие аналоговые задачи рухнули в период пандемии и были вытеснены цифровыми решениями. На смену пришли приложения для дистанционной индивидуальной и командной деятельности на основе облачных сервисов, которые позволяют быстро адаптироваться к работе из дома. В ближайшем будущем еще более актуальными для дальнейшей цифровой трансформации организаций станут навыки разработки приложений на основе готовых модулей (low-code-разработка), а также знания об автоматизации процессов, машинном обучении и бизнес-аналитике.

В ходе опроса Gartner среди более чем 3 тыс. работников в 2018 году мы обнаружили, что помимо навыков, необходимых для использования технологий, решающее значение для оптимизации цифровых процессов в организациях имеют поведенческие атрибуты, такие как непредвзятость и умение применять гибкие методы в работе (см. таблицу ниже). Высокий уровень цифровой подготовки сотрудников организации повышает вероятность успешной цифровой трансформации в 3,3 раза. Однако в такой общей трактовке этому требованию соответствуют только 16% руководителей. 

Чтобы заложить основу для этих новых возможностей, руководители активно должны применять в организации и демонстрировать позитивные примеры использования новых технологий в бизнесе. Важно также позаботиться о том, чтобы рабочие процессы и принятые в компании системы стимулирования, бюджеты и политики способствовали, а не препятствовали развитию нового подхода. Кроме того, необходимо наращивать цифровой потенциал сотрудников. Вряд ли существует хотя бы одна должность, для которой не имела бы значения цифровая подготовка: это касается как офисных работников, так и тех, кто работает в основном удаленно. И тем, и другим нужны базовые навыки совместной деятельности, анализа данных, грамотность в отношении рабочих процессов, а также поиска и использования информации.

Неудивительно, что у сотрудников разный стартовый уровень цифровой подготовки. В Gartner определили пять основных типов пользователей с учетом отношения к цифровым технологиям и этапа карьерного развития (см. таблицу ниже). На основе этой (или собственной подобной) классификации организации могут сформулировать адресные стратегии развития для каждого сценария. Такие стратегии можно создавать и для каждой отдельной должности и сферы компетенции.

В любой программе по повышению уровня цифровой подготовки для начала важно соотнести ее задачи со всеми значимыми компетенциями и прийти к пониманию того, когда и какие приложения могут использоваться и какой минимальный уровень навыков для этого необходим. Отделы по работе с персоналом и ИТ могут объединить усилия и создать «новый рабочий центр» — набор приложений для индивидуальной и командной работы, которые сформируют необходимую базу. В каждом случае это может быть разная комбинация в зависимости от того, какие группы пользователей из рассмотренной выше классификации трудятся в организации. Основу могут составлять инструменты для асинхронной совместной работы, такие как электронная почта и программы совместного редактирования — например, общий облачный диск. В список можно добавить приложения для управления проектами, а также для совещаний и общения в чате. Цель заключается в том, чтобы предоставить сотрудникам полную и понятную информацию о том, какие ресурсы будут использоваться и какие для этого требуются цифровые навыки. Прогрессивные организации кодифицируют свои ожидания в отношении технологических компетенций персонала в должностных инструкциях и аттестациях и объясняют их в процессе адаптации работников.

Повышение уровня цифровой подготовки у персонала

Учитывая, что только 16% всех руководителей — и всего 9% сотрудников — демонстрируют высокий уровень цифровой подготовки, возникает вопрос: как помочь им адаптироваться? Мы определили ключевые шаги, которые организации могут предпринять, чтобы повысить готовность и способности команды к освоению цифровых технологий.

Продемонстрируйте, насколько важно и полезно уметь пользоваться современными приложениями и программами. Для некоторых сотрудников проблемой является не только низкий уровень подготовки, но и то, что они не видят особой пользы лично для себя в цифровой трансформации. Слишком часто, требуя изменений от команды, организации сосредотачиваются только на потребностях бизнеса. Безусловно, это важно, но людей больше вдохновляет возможность собственного личностного роста, а также достижение конкретных карьерных целей либо понимание того, как новые навыки соотносятся с задачами их отдела.

Это важно и для удержания кадров. Проведенный Gartner в 2021 году опрос работников об условиях, предлагаемых работодателями (EVP Employee Survey), показывает, что, когда компании уделяют внимание личностному росту каждого, желание сотрудников продолжать работать в организации увеличивается на 6%. Если увязать развитие цифровых навыков с пользой, которую может нести цифровая трансформация для каждого человека в организации, это может иметь решающее значение для вовлечения в процесс всего персонала.

В Ageas, бельгийской международной страховой компании, руководителям помогают работать над этим через осмысление существующих практик. В компании придумали «цифровые сафари», чтобы познакомить руководителей с новыми технологиями. Основная цель — показать, как топ-менеджеры других фирм принимают решения в области ИТ. Затем на основе полученной информации лидеры Ageas заполняют формы анализа, чтобы осмыслить увиденное и разобраться, как можно это использовать в контексте своей организации. Так они приходят к пониманию, что нужно делать, чтобы перенять рассмотренные методы, и составляют план необходимых действий.

Используйте опыт других. Опыт — лучший учитель. Однако текущая работа сотрудников может не обеспечивать достаточных возможностей для учебы на рабочем месте, особенно в настоящее время, когда компании внедряют гибридные модели. Поэтому было бы полезно организовать взаимодействие персонала со специалистами и работу над проектами, которые помогут на практике получить новые знания. В компаниях, где отделы обучения и развития используют такой подход к совместному освоению новых компетенций, преимущество в уровне цифровой подготовки у персонала составляет до 28% по сравнению с теми результатами, которых сотрудники достигают самостоятельно.

В одной технологической компании служба по работе с персоналом создала онлайн-платформу, которая обеспечивает беспрепятственный обмен навыками и опытом в различных сферах. Менеджеры создают списки и указывают имеющиеся у них ресурсы и программы по развитию навыков, просмотрев которые сотрудники могут выбрать, какой вариант им наиболее интересен в данный момент.

Найдите и задействуйте «переводчиков» с опытом в сфере технологий для поддержки руководства. Чтобы помочь руководителям развить необходимые навыки, организации могут найти сотрудников, которые будут выполнять функции «цифровых переводчиков» для реализации инициатив цифрового бизнеса. Так, в ENGIE для этой цели стали привлекать сотрудников, не связанных с областью ИТ, но имеющих опыт и знания в соответствующих областях (например, в сфере обработки данных или блокчейн). В их задачи входит консультирование руководителей по возможностям ведения бизнеса и помощь в общении по этим вопросам со всеми вовлеченными сторонами.

Подготовьте тех, кто будет помогать остальным осваивать нужные навыки в процессе работы. С идеей «цифровых переводчиков» связана также идея «распространителей навыков» — по сути, сотрудников, которые могут обучать других. Первый шаг — найти специалиста, который соответствует нескольким ключевым критериям: имеет влияние в своей сфере и желание учить, а также открыт для новых возможностей. Затем HR обучает этого человека компетенциям, которые сейчас наиболее востребованы (или совершенствует существующие), что позволит работнику впоследствии передавать знания другим.

Поскольку такие специалисты отлично ориентируются в рабочем процессе, они лучше всех смогут определять, когда соответствующие навыки нужны для бизнеса, и своевременно и индивидуально обучать коллег. Найти таких экспертов порой проще, чем можно было бы подумать, поскольку часто кадры с хорошей цифровой подготовкой работают не только в профильных отделах. Согласно анализу Gartner, проведенному с июля 2019 по июнь 2020 года, 39% новых вакансий с требованиями к определенным цифровым навыкам были связаны с профессиями, которые не имеют ничего общего с ИТ. Очевидно, что ИТ-отдел больше не единственное место, где можно найти талантливых сотрудников в сфере цифровых технологий.

С улучшением экономической ситуации и закреплением гибридных форм работы в компаниях среднего бизнеса руководители могут переключиться со стратегии выживания и сосредоточиться на том, что необходимо для процветания бизнеса — на повышении уровня цифровой подготовки. Такая стратегия не только обеспечит сотрудникам желаемое (и необходимое) развитие, но и создаст основу для ускорения цифровой трансформации.

Об авторах

Брайан Кропп (Brian Kropp) — руководитель аналитического направления практики управления персоналом в исследовательской компании Gartner, занимается широким кругом вопросов в области HR: привлечение персонала, руководство, опыт сотрудников, управление изменениями, лидерство.

Элисон Смит (Alison Smith) — старший директор по исследованиям практики управления персоналом в исследовательской компании Gartner. В настоящее время ее специализация — аналитическая работа и консультирование клиентов о текущих тенденциях в области развития наиболее важных навыков и компетенций у сотрудников. С момента прихода в Gartner в 2006 году Элисон руководила исследовательскими проектами в большинстве областей HR, включая обучение, развитие и набор персонала, вознаграждение и управление кадрами.

Мэтт Кейн (Matt Cain) — вице-президент и заслуженный аналитик Gartner, футуролог. Сфера его интересов — цифровые технологии, профессиональные навыки и корпоративная культура. Основатель инициативы Gartner в области цифровой рабочей среды и цифровой подготовки, которая призвана помочь ИТ-руководителям планировать и реализовывать технологические стратегии, учитывающие тенденции бизнеса, потребительского рынка и рынка рабочей силы.