Что нужно знать о цифровой трансформации малому и среднему бизнесу | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать о цифровой трансформации малому и
среднему бизнесу

О чем стоит задуматься руководителям небольших компаний, если они хотят выжить

Авторы: Синтия Конуэй , Митч Кодкинд

Что нужно знать о цифровой трансформации малому и среднему бизнесу
tomnackid/Getty Images

читайте также

Негативные эмоции могут заразить всю команду

Тони Шварц

Требуются ответственные суждения

Бхиде Амар

Ваша команда не читает ваши мысли

Анна Раньери

Сможет ли Apple привлечь таланты, сохранив секретность разработок?

Уолтер Фрек

Цифровая трансформация — актуальная тема, но большинство лидеров не вполне понимают, что это такое. На недавней лекции в рамках программы MBA для топ-менеджеров в Дрексельском университете Эйприл Уокер из Microsoft, одна из самых уважаемых технологических директоров и консультантов, предложила следующее определение: «Цифровая трансформация — это не просто “цифровые технологии”, а целенаправленное стратегическое позиционирование своего бизнеса в современной цифровой экономике». Она добавила, что фирмы любого размера уже не могут просто использовать цифровые инструменты, чтобы и дальше поддерживать традиционные методы ведения бизнеса.

Нынешняя экономическая среда угрожает успеху (а может быть, даже выживанию) многих небольших и средних компаний, потому что крупные организации все лучше учатся предоставлять своим клиентам буквально любой персонализированный опыт. Большинство руководителей этих небольших компаний уже сделали существенные инвестиции в цифровые инструменты для операционной поддержки своего бизнеса. Так, многие внедрили технологии в разные отделения своего бизнеса (например, HR, управление, кибербезопасность, отношения с клиентами (CRM), планирование ресурсов (ERP), финансы и риск-менеджмент), но не стали вкладываться в ИИ или в предиктивную аналитику. Однако даже теперь, когда команды стараются использовать все данные, собранные с помощью этих технологий, у них все равно уходит слишком много времени на элементарные вопросы необходимых для управления бизнесом KPI — например, вопросы об оттоке, удержании и удовлетворенности клиентов, удовлетворенности и текучке сотрудников, средней сумме контракта или себестоимости ключевых товаров и услуг. А когда отчеты наконец удается подготовить, они не показывают причин перемен.

Предположим, что вы тоже уже внедрили эти технологии. Но какие стратегии упускает из виду малый и средний бизнес? Ответ состоит из двух частей: во-первых, нужно понять, что в команду руководства должен войти специалист по бизнес-аналитике, а во-вторых, нужно по-другому принимать решения.

Наймите специалиста по данным и внедрите культуру принятия решений с опорой на данные

В исследовании Oxford Economics, проведенном в апреле 2020 года, приняли участие 2 тыс. малых и средних компаний из 19 стран. Выяснилось, что они были не готовы к пандемии. Примерно половина участников сообщили, что из-за нее столкнулись с рядом операционных сложностей и колебаниями на рынке, и в результате это поставило под угрозу возможность обслуживать клиентов, повышать вовлеченность сотрудников и выстраивать доверительные отношения с партнерами. Само по себе это не так уж удивительно, интереснее, что в компаниях думали о доступных им инсайтах на основе данных и их влиянии на цели и проекты цифровой трансформации. Меньше 40% респондентов сочли, что у них есть все необходимые данные для принятия решений на основе аналитики. Пробелы в сборе и анализе данных мешают малым и средним компаниям создавать персональные предложения для клиентов. Поэтому 67% опрошенных заявили, что этот дефицит данных дает крупным организациям конкурентное преимущество — ведь у них есть возможности для более качественной аналитики данных.

В современном цифровом мире бизнес собирает все больше и больше данных о клиентах, производстве и финансах, и требуются эксперты — специалисты по данным, которые бы разработали стратегию бизнес-аналитики для достижения целей, повышения прибыльности и общего успеха компании. Сначала им нужно удостовериться в качестве данных: полезны ли они в решении проблем и обеспечении роста. Затем специалисты разрабатывают план технологической архитектуры, который должен быть достаточно высокоуровневым и разработанным специально для вашей компании. Помимо прочего, в нем будет описано, как вы должны хранить данные — скорее всего, в масштабируемой, эффективной и надежной облачной среде, например AWS или Azure.

Кроме того, план должен включать технологические решения, которые помогут выполнять управленческие задачи, а также функционал для аналитики, который бы соединял и связывал информацию из разных отделов организации. Наконец, в план должна входить система визуализации данных, которая позволит вам быстро и легко наблюдать свои приоритетные метрики и ускорить принятие решений в организации до реального или почти реального времени.

С такими инструментами вы вместе со специалистом по данным и другими коллегами сможете развить в организации процессы, которые поспособствуют зарождению культуры принятия решений с опорой на данные для клиентоцентричной компании — без какой-либо предвзятости. Они позволят вам работать с необходимыми данными, основанными на измеримых целях или KPI, и вы будете обнаруживать тренды, искать новые возможности и определять проблемы до того, как они начнут сказываться на вашей прибыльности. Кроме того, такие системы анализируют паттерны и на их основе определяют стратегии и приемы, которые приносят пользу бизнесу во многих сферах.

Возможно, вы еще не внедрили ИИ и предиктивную аналитику, но небольшие и средние компании должны постараться внедрить их уже в ближайшие несколько лет — особенно если учесть, что многие из их конкурентов начинают персонализировать взаимодействие с клиентами с помощью программ и чат-ботов на основе ИИ, а также повышать свою эффективность за счет роботизации и автоматизации. Лидеры цепей поставок во многих сферах используют эти технологии для поддержки своих стратегически измененных, клиентоцентричных организаций. Выходя за пределы традиционных подходов к бизнесу, лидеры смогут обеспечивать более стабильные цепи поставок, увеличивать объем инноваций, повышать удовлетворенность клиентов и сотрудников, улучшать общую эффективность и добиваться финансового роста.

Превратите своих директоров в цифровых лидеров

На двоих у нас 60 лет опыта работы, и мы поняли, что самое сложное — это реформировать топ-менеджмент. Главная цель — внедрить в команду лидеров стратегического специалиста по данным (в крупных компаниях эта должность называется директором по данным, CDO). Это поможет усилить эффект от инвестиций в данные и аналитику. Эти инвестиции окажутся успешны, если в компании будут воспринимать данные и аналитику как активы, а также сосредоточатся на полезности и наладят активный обмен данными и принятие решений с опорой на данные. Но для этого вся команда руководства должна работать со специалистом по данным и активно создавать условия для его успеха. В ходе этого процесса и другие директора научатся быть цифровыми, аналитическими лидерами.

Однако не все хотят или считают нужным становиться цифровыми лидерами. В таблице ниже мы используем стандартную модель 7P, чтобы проиллюстрировать типичное стратегическое мышление современных лидеров.

Работают ли в вашей организации руководители с «доцифровым», аналоговым опытом, сосредоточенные в первую очередь на продукте и прибыли и постоянно думающие о внешних силах, особенно о конкурентах? Или, напротив, ваши руководители имеют «цифровую» подготовку — думают о клиентах, стремятся создавать ценность за счет технологий и постоянно ищут стратегические бизнес-партнерства, чтобы выращивать свою экосистему, особенно среди конкурентов, которые лучше умеют создавать ценность? Или же у вас разносторонняя команда лидеров, совмещающая оба этих направления? Выбирая разносторонний подход и создавая необходимую культуру в команде лидеров, вы сможете сохранить конкурентоспособность на текущих ключевых рынках, в то же время добиваясь успеха и в новых сферах. По нашему опыту, идеал — это команда лидеров с опытом в обеих сферах.

Постарайтесь изучить эти точки зрения и понять, в каком месте этого спектра находится ваша компания. Так вы сможете найти начальную точку, чтобы улучшить свою работу по трансформации организации в цифровой бизнес для успеха в настоящем и в будущем.

На протяжении многих поколений у малого и среднего бизнеса было одно явное конкурентное преимущество перед крупными компаниями, а именно крепкие, лояльные отношения с клиентами. Они выстраивали эти связи за счет постоянного, устойчивого персонального сервиса и опыта. Эти отношения давали фирмам значимые инсайты и данные, что позволяло им постоянно расти, создавать ценность и опережать конкурентов. Еще одно явное конкурентное преимущество — это их способность принимать и внедрять стратегические решения на скорости, которую крупные компании никогда не смогли бы повторить.

Но важно понять, что теперь ваши цифровые конкуренты, использующие скорость как свое конкурентное преимущество, создают подрывные изменения, в этом суть их подхода. Если вы будете ждать, пока такие трансформации произойдут в вашей сфере, то можете потерять свой бизнес. Чтобы избежать этой слишком распространенной ошибки и обеспечить устойчивый успех, не ждите и старайтесь не делегировать главные задачи. Займитесь трансформацией прямо сейчас — пока ей не занялся кто-то другой.

Об авторах

Синтия Конуэй (Cynthia A. Conway) — председатель группы CEO-консультантов в Vistage Worldwide, Inc. и основатель OakWise Marketing LLC, где она помогает директорам, топ-менеджерам и бизнесменам принимать в современной цифровой экономике правильные решения, которые будут приносить пользу их компаниям, семьям и сообществам.

Митч Кодкинд (Mitch Codkind) — президент Initiative Consulting, подразделения компании Initiatives, Inc. Помогает CEO и финансовым директорам разрабатывать стратегии и планы, чтобы максимизировать акционерную стоимость.