Почему роботы не делают людей счастливее
Тобиас Шлагер , Фабиан Ниндл , Эмануэль де Беллис , Эшли УиллансВ 2019 году более чем у 14 млн американцев был дома робот-пылесос. Роботы-газонокосилки ухаживают за придомовыми участками, роботы-чемоданы сами следуют за владельцами в аэропортах, а умные решения для кухни не только помогают с ингредиентами, но и берут на себя процесс приготовления самого блюда. Есть даже самоуправляемые устройства, способные поиграть с домашним питомцем и убрать за ним. Освободив нас от рутинных хлопот, эти инструменты должны сделать нашу жизнь лучше и счастливее, однако не всегда это так.
Как бизнес-лидерам убедиться, что их компании разрабатывают продукты, которые людям действительно нравится использовать?Как психологи, специализирующиеся на потребительском поведении, мы собрали множество доказательств того, что платный аутсорсинг нелюбимых задач— например, уборки дома — повышает уровень счастья, снижает стресс и улучшает романтические отношения (даже во время пандемии). Но по мере развития технологий мы стали передавать задачи не только людям, но и машинам.
Сейчас, когда предоставление услуг, требующих личного присутствия, во многом стало невозможным из-за требований социального дистанцирования, эта тенденция только набирает обороты. С учетом новых обстоятельств мы решили более подробно проанализировать, как умные устройства влияют на психологический комфорт потребителей. В ходе недавнего исследования, проведенного при участии более 5 тыс. респондентов со всего мира, наша команда обнаружила, что владельцы умной техники действительно чувствуют себя более счастливыми и меньше испытывают стресс по сравнению с теми, у кого таких девайсов нет, но есть две важные оговорки.
Потребители чувствуют вину, если их гаджеты слишком похожи на людей
Во-первых, в ходе опроса потребителей выяснилось, что они испытывают значительно меньше радости от использования умной техники, наделенной человеческими чертами и качествами. Если у электронных помощников есть «личные» характеристики, вроде человеческого голоса или лица, или их называют именами реальных людей, то потребители чувствуют некоторый дискомфорт, заставляя девайсы выполнять за них грязную работу. Некоторые даже отмечали, что при использовании таких продуктов испытывают чувство вины.
Эти данные согласуются с результатами другого нашего исследования, которое показало, что потребители сильнее чувствуют вину и менее охотно делегируют задачи поставщику услуг, если человек, выполняющий работу, «идентифицируем». Зная, кто будет заниматься уборкой в доме, мы очеловечиваем услугу, что заставляет нас сочувствовать поставщику и испытывать перед ним вину за то, что мы просим его сделать что-то неприятное, что могли бы сделать сами.