Как Индия совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как Индия совершила прыжок в Четвертую
промышленную революцию

Уроки цифровизации по-индийски

Авторы: Арвинд Гупта , Филип Ауэрсвальд

Как Индия совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию
Jorg Greuel/Getty Images

читайте также

Мобильная реклама, которая работает

Барт Яков,  Сарвари Миклош,  Стивен Эндрю

Чистые руки Родины

Литвинов Дмитрий

Гибкие кадры

Джон Янгер,  Норм Смоллвуд

О пользе корпоративных ересей

Борис Щербаков

С момента демонетизации в Индии — реформы, в результате которой из обращения были изъяты банкноты с высоким номиналом, прошло уже несколько лет. Кто-то поддержал эти перемены, другие их не поняли и раскритиковали. В анализе, проведенном нами в ноябре 2017 года, мы доказывали, что демонетизация была лишь частью более масштабной стратегической цифровой трансформации Индии. С тех пор институциональное и экономическое развитие страны ускорилось во многих отношениях, и часть изменений носила реактивный и корректирующий характер.

Несмотря на значительный рост цифровых платежей после демонетизации и тот факт, что индийские банки выпустили миллиард дебетовых карт, многие индийские потребители по-прежнему предпочитают расплачиваться наличными. Никакими мерами такая большая страна, как Индия, не сможет единовременно полностью отказаться от наличных, однако демонетизация значительно ограничила анонимность сделок и неконтролируемые денежные потоки в индийской экономике, направив их через официальный банковский канал. Сравнив текущий спрос на наличные с историческими темпами роста экономики, мы подсчитали, что в настоящее время в Индии находится в обращении приблизительно на $33 млрд меньше наличных денежных средств, чем было бы без демонетизации. (Мы получили эти цифры исходя из 20-летней тенденции темпов роста денежных средств, находящихся в обращении, с экстраполяцией ее на период после демонетизации. Разница между прогнозируемым и реальным объемом денежных средств является расчетной оценкой сокращения наличных в обращении в результате демонетизации.) Ясно, что изменения в поведении потребовали масштабной цифровизации банковских услуг и не могли произойти в один день или даже в течение одного года.

Тем временем цифровая основа второй по численности населения страны мира и крупнейшей демократии продолжает развиваться. Если сравнить сложившуюся ситуацию с той, что наблюдалась еще пять лет назад, то мы (а один из нас занимается научной работой, а другой бизнесом в области технологий и работал с индийским правительством и в его составе) считаем, что Индия совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию, и государство по-прежнему играет решающую роль в этой трансформации.

Давайте рассмотрим несколько примеров того, что получилось, а что — нет в этих масштабных реформах.

Digital India и India Stack. Инициатива Digital India возникла несколько лет назад с целью продвижения цифровой трансформации в стране и улучшения условий для граждан. Правительство нацеливалось расширить возможности использования интернета и ввести цифровую идентификацию граждан. Сегодня 99% взрослых индийцев имеют идентификационный номер Aadhaar — еще недавно такая цель казалась недостижимой.

В отличие от традиционных водительских прав или карты социального обеспечения США Aadhaar создавалась как платформа для функционирования всеобъемлющего рынка финансовых услуг, адресных социальных пособий и как бюджетный инструмент в работе с населением. Проект цифровой идентификации быстро трансформировался в систему India Stack, представляющую собой четыре интегрированных программных модуля, поддерживающих цифровые платежи, электронную систему документооборота, оказание деловых и прочих услуг и, наконец, функции получения согласия пользователей на передачу своих данных — все они увязаны с системой Aadhaar.

С появлением цифровой идентификации в сочетании с электронной системой документооборота в India Stack были открыты более 350 млн счетов Jan Dhan (с нулевым балансом). По плану правительства, счета Jan Dhan с несложной процедурой оформления и без издержек в обслуживании должны были привлечь население к использованию официальных банковских услуг. Свыше 85% держателей счетов Jan Dhan пользуются ими для получения кредитов и размещения вкладов. Учитывая, что у более чем половины населения есть смартфоны и мобильное банковское приложение, тройка сервисов Jan Dhan-Aadhaar-Mobile (или JAM) обеспечивает прочную основу для создания всеобъемлющего и доступного разным слоям населения рынка финансовых услуг. Индийское правительство, которому приходится лавировать в лабиринте офлайн-структур, чтобы связаться с получателями государственных пособий, смогло использовать инфраструктуру JAM для оперативного перечисления средств с нулевой утечкой, то есть $100, выделенные из государственной казны, в полном объеме стали поступать к получателям.

На фоне быстрого освоения India Stack правительством, бизнесом и гражданами в обществе и на законодательном уровне активно заговорили о балансе между неприкосновенностью частной жизни и инновациями, доступом к услугам и технологиям. В результате, в частности, было вынесено решение Верховного суда Индии о недопущении использования Aadhaar в частном секторе по соображениям конфиденциальности. Но ввиду огромной эффективности платформы — технология позволила открывать банковские счета всего за 55 секунд и уменьшила затраты пользователей на подключение к телекоммуникационным компаниям — правительство позднее приняло постановление, разрешающее использовать Aadhaar в частном секторе с соблюдением необходимых требований, в частности, касающихся хранения персональных идентификационных данных.

Легализация экономики и реформа налогообложения. С введением требования об использовании для идентификации банковских счетов уникальных ID после демонетизации стало меньше «безымянных» и дублирующихся счетов. Возможность отслеживать движение средств со счетов физических или юридических лиц позволило индийскому правительству выявить свыше 225 тыс. подставных компаний без признаков хозяйственной деятельности, но с большими денежными потоками. Такие компании часто используются для вывода денег и уклонения от налогов.

Данные, генерируемые цифровой экономикой, также меняют систему налогообложения физических лиц. Коэффициент динамики подоходного налога, являющийся критерием финансовой стабильности и рассчитываемый как изменение в подоходном налоге по сравнению с изменением ВВП, находится на максимально высоком за последнее десятилетие уровне 2,20. Это означает, что все больше граждан платит налоги. Для страны, где налоговая база традиционно не достигает и 10%, благодаря цифровизации появляется возможность решать долгосрочную и систематическую проблему уплаты налогов.

Демонетизация также подготовила почву для введения в июле 2017 года единого национального Налога на товары и услуги (GST). В то время в Индии отменили более 17 национальных налогов и налогов штатов, препятствовавших развитию торговли и бизнеса в стране, заменив их единым национальным налогом. Первоначально применению GST мешала излишняя сложность и другие проблемы реализации, тем не менее внедрение новой системы было быстрым и повсеместным. За первые два года свыше 12 млн предприятий встали на налоговый учет по GST.

Основную выгоду от введения GST получил малый и средний бизнес благодаря преимуществам, связанным с формализацией их деятельности. Наибольшее преимущество от легализации операций для этих компаний заключается в возможности использовать «компенсацию налога на закупку товаров для производства», что позволяет компаниям уменьшить налог с реализации товара на сумму налога, уплаченного на этапе приобретения сырья и материалов, уменьшив налоговое бремя в целом. Компании, вставшие на налоговый учет по GST, могут претендовать на кредит до $150 тыс. в государственных банках при предъявлении счетов-фактур по налогу и выписки по банковскому счету, при этом процедура одобрения займет менее часа.

Благоприятные условия ведения бизнеса. Инициативы Индии, связанные с политикой цифровизации, способствовали значительному изменению рейтинга страны в Индексе благоприятности условий ведения бизнеса Всемирного банка. Если пять лет назад Индия занимала 142 место, то в 2018 году находилась на 77-м, а в 2019 году — на 63 месте. Индийская экономика входит в десятку стран, демонстрирующих, согласно оценкам Всемирного банка, максимальный прогресс за последние годы.

Стало заметно проще получать разрешения на строительство и осуществлять международную торговлю — этому поспособствовала цифровизация и соответствующие структурные реформы. Процесс открытия и ликвидации бизнеса сегодня гораздо проще, чем прежде, что доказывает тот факт, что Индия стала третьей в мире крупнейшей экосистемой для стартапов.

Еще одним ключевым направлением цифровой трансформации Индии стало активное освоение технологий и цифровых платежей в компаниях любого размера. Индия занимает второе место в мире по количеству мобильных телефонов. Цена на смартфон базового уровня опустилась до $20, что позволило охватить различные экономические классы. Производители мобильных телефонов ухватились за эту возможность. Несколько лет назад в Индии работало два завода по производству мобильных телефонов. Более 50% жителей пользовались импортными телефонами. Сегодня в стране работает 127 заводов по производству мобильных телефонов, и один из крупнейших в мире расположен в часе езды от Нью-Дели.

Стоимость передачи мобильных данных также резко сократилась, и теперь индийцы платят около 20 центов за гигабайт в месяц. Значительную часть потребления данных можно объяснить ростом доступности местного контента и видео, однако мобильный сегмент потребительских и бизнес-услуг различного рода также показывает рост.

Политики не должны отставать. Скорость описанных нами изменений заставляет политиков идти в ногу со временем, особенно это касается конфиденциальности данных и безопасности.

Активное развитие цифровизации индийской экономики ознаменовалось подготовкой законопроекта о защите персональных данных — Indian Data Protection Framework. Он предусматривает разработку стандартов конфиденциальности данных для всех посредников или компаний, обрабатывающих, хранящих и передающих информацию частных лиц и обеспечивает дополнительные возможности для пользователей в отношении частных данных. Предполагается, что получение или использование данных может осуществляться только по решению или с ведома их обладателя. Например, если человек хочет иметь доступ к индивидуализированным схемам медицинского страхования и намерен сообщить сведения о состоянии здоровья различным страховым компаниям, он должен иметь возможность сделать это так, чтобы контролировать, какие именно данные предоставить, какие компании должны иметь к ним доступ и в течение какого времени. Это конечная цель новых принципов защиты данных, которые при полной реализации дополнят India Stack и сделают возможным более безопасный обмен данными через уникальную, безопасную и простую в использовании платформу.

Структурные изменения, о которых мы писали в 2017 году, продолжаются, иногда медленно и со скрипом, иногда внезапно и резко. Но нас вдохновляет охват и возможности этих изменений. Несмотря на препятствия и непредвиденные отклонения, Индия уверенно движется вперед, и на первый план в экономике выходят цифровые технологии.

Ведущую роль в трансформации играют инвестиции в цифровую инфраструктуру страны. В Индии, как и в других странах, политический курс не поспевает за темпами развития технологий. Возможно, Индия и совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию, однако история трансформации ее общества на волне подрывной цифровизации только начинается.

Об авторах

Арвинд Гупта (Arvind Gupta) — CEO MyGov India, член организации Eisenhower Innovation и Совета по цифровой экономике и будущему общества Всемирного экономического форума.

Филип Ауэрсвальд (Philip Auerswald) — преподаватель Школы политики и государственного управления им. Шара при Университете Джорджа Мейсона, автор книги «The Code Economy: A Forty-Thousand-Year History» (Oxford University Press, 2017).