Как починить «мудрость толпы»
Джоанна Бруннедер , Дирк Дейхманн , Огуз Аджар , Тарун СарвалНа бумаге инновации с использованием краудсорсинга выглядят вполне разумно: если одна голова хорошо, а две — лучше, то почему не привлечь 20 тыс.? Наверняка у кого-то найдутся свежие решения вашей проблемы. Но на практике подобные программы часто работают не так хорошо, как хотелось бы. Слишком часто даже лучшие предложенные участниками идеи исчезают в Бермудском треугольнике логистических трудностей, внутренней политики и недоверия профильных специалистов.
Так получилось и в эксперименте с краудсорсингом, проведенном промышленной ассоциацией VDMA, представляющей свыше 3,2 тыс. немецких инжиниринговых компаний. VDMA выявила шесть нерешенных технических проблем, стоящих перед ее членами, и выступила инициатором открытого глобального поиска решений. В результате были получены десятки жизнеспособных решений. Однако, в конце концов, ни одно из них компании не использовали. Ни в одной из 3,2 тыс. организаций не выбрали предложение со стороны.
В НАСА попытались провести эксперимент с краудсорсинговыми инновациями и столкнулись с еще более серьезной реакцией: некоторые ученые сочли инициативу оскорблением. В конце концов, они стали работать в НАСА, чтобы решать интересные задачи самостоятельно.
Даже когда компании более открыты к сторонним наработкам, путь от идеи к коммерчески реализуемому решению требует множества дополнительных шагов, большинство которых не так просто осуществить. Насколько это трудно, можно понять на примере провала Quirky, стартапа, полностью пользующегося краудсорсинговыми изобретениями. В 2015 году компания объявила о банкротстве, отчасти потому, что так и не удалось разработать систему запуска полученных решений в массовое производство.
Чтобы избежать подобной нестыковки между изобретением и его реализацией, Международный комитет Красного Креста (МККК) нашел новый подход к краудсорсингу идей. Был разработан проект Enable Makeathon, направленный не только на поиск хороших идей продуктов, которые помогали бы людям с инвалидностью, но и на вывод этих идей на рынок.
Пока проект реализуется успешно. Enable Makeathon позволил создать ряд перспективных стартапов, в том числе:
Mobility, стартап, продающий бюджетные коляски, предназначенные для исправления осанки детей с ДЦП.
AskBlee, информационный сервис на языке жестов, предназначенный для 65 млн глухих в Индии.
Amparo, разработчик Confidence Socket, нового фиксирующего устройства для протеза голени, который легче надевать и комфортнее носить.
Torch-It, производитель виртуальной трости для слепых, позволяющей получать информацию о расстоянии до препятствий и их характере приблизительно на 3 м вперед.
Не в пример VDMA, НАСА и Quirky в Красном Кресте результаты получились другими: организаторы поняли, что нужно преодолеть внутренний скептицизм в отношении краудсорсинговых идей. В задачи внешних исполнителей входило не только «самое интересное», то есть генерирование идей. Изобретатели должны были принимать участие в их реализации.