Инновационная драма: почему внедрение изменений превращается в спектакль | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновационная драма: почему внедрение изменений превращается
в спектакль

Как на самом деле нужно планировать и внедрять инновации

Автор: Стив Бланк

Инновационная драма: почему внедрение изменений превращается в спектакль
Caiaimage/Robert Daly/Getty Images

читайте также

Не бойтесь подать голос

Флинн Джил,  Хит Кэтрин,  Хольт Дэвис Мэри

Предрассудки для образованных

Владимир Рувинский

«Поняв, как работает мозг, вы достучитесь до любого»

Элисон Биард

Комплексный подход к продажам

Дадли Роберт,  Нараяндас Дэс

Сегодня большинство компаний и правительственных учреждений сталкиваются с подрывными трансформациями таких масштабов, какие случаются раз в несколько веков. В наше время это не просто изменения, касающиеся технологий, каналов сбыта или конкурентов, — это все перечисленное одновременно. И эти факторы полностью перестраивают и коммерческую деятельность, и систему обороны.

Сегодня крупные организации признали, что существующие стратегии и организационные структуры не обладают достаточной гибкостью, чтобы можно было мобилизовать инновационные кадры и технологии для решения возникающих задач. В таких организациях понимают, что пора меняться, но результатом часто становится корпоративная политика «латания дыр» — бесполезная попытка решать проблемы по мере их поступления, не понимая изначальной причины их возникновения.

В конечном счете, если компании и правительственные учреждения не прекратят такую практику, их ждет крах.

Чтобы изменить положение вещей, нужно выработать особое мышление, культуру и процессы — то, что я называю «инновационной доктриной». Но для начала стоит сделать шаг назад и признать наличие проблемы.

На днях я побывал в большой организации с богатой историей. Как и почти всем участникам рынка сегодня, компании в своей работе приходится иметь дело с новыми стремительно развивающимися внешними угрозами. Тем не менее самая серьезная преграда — внутренняя. То, что раньше было сильной стороной бизнеса,— четко выстроенные управленческие процессы — теперь ограничивает возможности реагирования на новые вызовы.

Компаниями управляют процессы

Давным-давно каждая великая организация была маленьким и дерзким стартапом, готовым рисковать — с новыми идеями, новыми методами, новыми клиентами, целями и миссией. Коммерческая компания просчитывала соответствие рынок-продукт, государственная организация искала сочетание решение-миссия. Со временем, по мере роста организаций, они выстраивали свои процессы. Под «процессом» я подразумеваю любые инструменты, которые позволяют масштабировать повторяемые бизнес-циклы. Кадровое, юридическое, финансовое делопроизводство; процессы приобретений, заключения договоров, регламенты безопасности, разработки и управления продуктами, а также организационные формы и т. д. Все это отличные стратегии и инструменты, которые создают бизнес-школы и помогают внедрить консалтинговые фирмы.

Процесс — это прекрасно, если вы живете в мире, где и проблема, и решение известны; это гарантированный способ масштабирования без сбоев в функционировании других частей организации.

Процессы снижают риск для организации в целом, но на каждом отдельном уровне ограничивают степень гибкости и рациональности и, что самое важное, чувствительности к новым возможностям и угрозам.

Процесс или продукт

По мере роста компании и учреждения начинают ставить «процесс» превыше «продукта». Под «продуктом» я подразумеваю создание нового оборудования, услуг, программного обеспечения, инструментов, операций, профессиональных навыков и т. д. Люди, которые управляют процессами, — это не те же самые люди, которые создают продукт. Последние часто бывают небрежны, не любят бумажную работу и предпочитают тратить свое время на созидание, а не на документирование. По мере того как организации растут, они все менее охотно идут на риск. «Люди процесса» занимаются вопросами управления, а «люди продукта» им отчитываются.

Если компания достигает достаточно больших размеров, она становится своего рода «рантье» и начинает рассматривать правительство и регулирующие органы в качестве своей первой линии обороны от инновационной конкуренции. Такая организация будет использовать государственное регулирование и судебные тяжбы, чтобы препятствовать появлению на рынке новых участников с более инновационными бизнес-моделями.

В результате такого монополистического поведения инновации в секторе будут подавляться — пока технологии или потребители не уйдут дальше. К этому моменту компания уже потеряет способность конкурировать как новатор.

В государственных структурах противостояние процесса и продукта пошло еще дальше. Многие учреждения передают разработку частным подрядчикам, в результате чего в госструктурах работают в основном «люди процесса», которые занимаются тем, что пишут требования и контролируют приобретения, управление программами и контрактами.

Тем не менее, когда правительства сталкиваются с новыми оппонентами, новыми угрозами или проблемами, сотрудники, занимающиеся внутренними процессами, как и внешние подрядчики, не хотят оставлять свои собственные системы и разрабатывать принципиально новые решения. Для подрядчиков все новое — это реальный риск потери прибыльного существующего потока доходов. Для «людей процесса» статус-кво — освоенное и удобное пространство, и потому есть готовность его отстаивать политическими методами и лоббированием, если контракт и подрядчик достаточно важны.

В результате традиционные системы продолжают жить — как тягостное наследие и преграда в повышении безопасности и защищенности страны.

Организационный и инновационный театр

Конкурентная среда должна подталкивать и частные компании, и государственные учреждения к новым формам организации, позволяющим быстро реагировать на новые виды угроз. Вместо этого большинство структур обрастают все новыми процессами. Обычно это происходит тремя способами:

  1. Часто первый план руководства в области инноваций — нанять консультантов по управлению. Они приходят со своим сборником сценариев образца двадцатого века. Консультанты реорганизуют компанию (сюрприз!), часто превращая функциональную структуру в матричную. Результат — организационный театр. Реорганизация — это способ всех занять примерно на год, и, возможно, она дает новые географические ориентиры или цели, но, в конце концов, является неадекватным ответом на потребность в быстрых инновациях в отношении продукта.

  2. В то же время компании и правительственные учреждения обычно проводят инновационные мероприятия (хакатоны, уроки дизайнерского мышления, семинары по инновациям и т. д.), которые создают театр инноваций. Такая деятельность формирует культуру, но она не имеет решающего значения и редко приводит к готовому технологическому решению или продукту.

  3. Наконец, компании и правительственные учреждения осознают, что регламенты и показатели, которые они используют для оптимизации бизнес-процессов (в отделе закупок, кадровом отделе, в службе безопасности, юридическом отделе и т. д.), препятствуют внедрению инноваций. Усилия по их преобразованию и реорганизации имеют смысл, но без общей инновационной стратегии это все равно что строить замки из песка на пляже. Результат — театр процесса.

Для большинства крупных компаний эти реорганизации, мероприятия и реформы не увеличивают доход, прибыль или долю рынка, равно они не помогают правительственным учреждениям нейтрализовать усилия противников. Такие меры можно великодушно назвать «тупиками инноваций».

Между молотом и наковальней

Сегодня компании и правительственные учреждения не могут выйти на инновационные кадры и технологии и мобилизовать их для решения стоящих перед ними задач. Процессы, которые когда-то делали компании успешными, теперь им мешают.

Организационные перемены, инновационная деятельность и реформирование процессов должны быть частью общего плана.

В целом, чтобы обосновать, как и где будут применяться инновации и как они связаны с быстрой разработкой нового продукта, крупным организациям не хватает единства взглядов, проверенных принципов, тактик, методов, процедур, организации, бюджета и т. д.

Чтобы изменить положение вещей, нам нужно выработать особое мышление, культуру и процессы.

Об авторе. Стив Бланк (Steve Blank) — преподаватель Стэнфордского университета, старший научный сотрудник Колумбийского университета и лектор Калифорнийского университета в Беркли. Автор книги «Четыре шага к озарению», сооснователь или один из первых сотрудников восьми высокотехнологичных стартапов.