Что не так с искусственным интеллектом в вашей компании | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не так с искусственным интеллектом в
вашей компании

Руководители и специалисты по алгоритмам говорят на разных языках

Автор: Михня Молдовяну

Что не так с искусственным интеллектом в вашей компании
GARY WATERS/GETTY IMAGES

читайте также

Почему вы боитесь попросить о помощи

Ванесса Бонс

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

Чужой среди своих

Фалалеев Дмитрий

Когда толпа ошибается

Санстейн Кэсс

Почему столь велик разрыв между желанием компаний поставить искусственный интеллект на службу бизнесу и реальным уровнем его внедрения? Ответ на этот вопрос в основном лежит за пределами технической сферы. Это проблема скорее организационная и даже культурная. Между людьми, ответственными за принятие решений, и «отделами искусственного интеллекта» существует гигантский барьер — как языковой, так и профессиональный. Он тормозит, задерживает, а порой и душит инновации в использовании алгоритмов. И со временем ситуация только усугубляется.

Беда в том, что на руководящие должности чаще всего выбирают людей, отличающихся превосходными навыками общения с другими людьми. Их арсенал включает множество сложных и хорошо отточенных инструментов. Как правило, они умеют слушать, сопереживать, обсуждать, заряжать энергией коллектив и снижать градус накала во время конфликта, правильно выражать свои и понимать чужие эмоции, а также быстро адаптироваться в самых непростых социальных ситуациях.

Специалисты, обучающие ИИ решать проблемы бизнеса, оказываются на своем месте, поскольку прежде всего умеют общаться с машиной. Они знают, как писать код и псевдокод, как разрабатывать платформы, способные обслуживать миллионы пользователей, как соединять воедино данные из многочисленных источников во всех возможных форматах. Они умеют программировать интерфейсы так, чтобы посредством слов, графики, цветов, обратной связи и командных запросов стимулировать пользователя к взаимодействию с машиной.

Две эти группы не могли, не могут и никогда не смогут наладить между собой продуктивный диалог. Они по-разному ставят и решают задачи, по-разному видят, мыслят и чувствуют.

Разработчикам нужны точные и ясные инструкции, которые можно было бы легко воплотить в коде или псевдокоде. Директора по развитию потчуют их историями и анекдотами.

Программисты хотят получить четко установленные функции издержек для использования в своих алгоритмах. Но вместо этого директор по стратегическому планированию и директор по развитию ставят перед ними «высокие» цели, сформулированные расплывчатым языком, который в программистских кругах принято называть «корпоратитом».

Необходимо как-то преодолеть эту пропасть взаимного непонимания. Организациям нужны сотрудники, умеющие разговаривать как с машинами, так и с людьми, а в высших управленческих эшелонах не хватает специалистов по машинному обучению.

Отчасти проблема и в современном языке бизнеса. Доминирование экономистов в бизнес-школах начиная с 1960-х годов привело к формированию общей языковой системы, с помощью которой высшие управленцы планируют свои действия и обосновывают свои решения. Приведу примеры: анализ затрат и выгод, конкурентная карта рынка, моделирование конкурентного поведения, предельные издержки, предельные нормы замещения, управление портфелем инвестиций. Разумеется, иногда эти понятия тоже бывают уместны, однако для современного мира, в котором конкурентоспособность зависит от алгоритмов и гигантских распределенных массивов данных, этого языка явно недостаточно.

Как доказывают Стивен Вольфрам и Жанет Винг, вычислительное мышление необходимо активно расширять за пределы факультетов информатики и технических отделов. Вольфрам обращает внимание на то, что сегодня для любой области человеческой активности X (будь то лингвистика, архитектура, логика, музыка, физика плазмы или этнография танцевального искусства) существует специализированная область вычислительного X (вычислительный дискурсивный анализ, вычислительная историография и т.д.). Бизнес же не поспевал за этой «вычислительной» волной и теперь вынужден догонять.

Чтобы наверстать упущенное, компаниям необходимо менять устаревшие методы общения и постановки проблем. Нетехнических руководителей тоже нужно обучать вычислительному и алгоритмическому мышлению, чтобы они умели превращать «бизнес-проблемы» в «вычислительные бизнес-проблемы», понятные программистам и исследователям.

Не менее важно вырабатывать навыки межличностного взаимодействия и общения у технических сотрудников. Компетентная работа в высшем руководстве или на собрании совета директоров требует гораздо больше, чем просто точных отчетов, обоснованных суждений, критического анализа и грамотных решений. Здесь также не обойтись без умения находить нужные фразы и интонации, правильного выбора соответствующего контексту языка и искусного владения голосом, мимикой и жестикуляцией, которые позволят словам звучать убедительно и достоверно и произвести должное впечатление.

Увы, эти так называемые «социальные навыки» даются крайне нелегко, но для технических специалистов они столь же важны, как и для всех остальных сотрудников. Важно переломить расхожий стереотип, что программисты и другие технические эксперты в принципе не способны к нормальному общению.

Стратегии развития искусственного интеллекта терпят неудачи, потому что ИИ — это инструмент, а не конечная цель. Вопрос «Есть ли у вас стратегия развития ИИ?» такой же бессмысленный, как и вопрос «Есть ли у вас стратегия развития Excel?». Однако, чтобы продвинуться в этом вопросе дальше хайповых лозунгов и по достоинству оценить реальный потенциал ИИ, бизнесу придется научиться новым навыкам общения.

Об авторе. Михня Молдовяну (Mihnea Moldoveanu) — профессор, заместитель декана по образовательным, инновационным и управленческим программам, директор Центра комплексного мышления имени Марселя Десотелса в Школе менеджмента Ротмана Университета Торонто.