ИИ не только для «самых умных» | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

ИИ не только для
«самых умных»

Почему искусственный интеллект не должен восприниматься как нечто элитарное

Автор: Крити Шарма

ИИ не только для «самых умных»
DONALD IAIN SMITH/GETTY IMAGES

читайте также

Как приготовить ужин и не сойти с ума: 13 советов очень занятым родителям

Дейзи Вейдман Доулинг

Таможенный блюз

Анна Натитник

Режиссер собственной жизни: как стратегия лидерства и личный бренд Павла Дурова влияет на Telegram

Анастасия Ляликова,  Никита Щуренков

13 марта 2015 г. состоялась встреча Клуба финансовых директоров Harvard Business Review — Россия.

Опрос, проведенный в прошлом году моей компанией Sage совместно с YouGov, показал, что каждый четвертый ребенок в Великобритании в возрасте от 8 до 18 лет хочет работать в области искусственного интеллекта. А что насчет остальных? 20% опрошенных детей, которые не заинтересованы в карьере в сфере ИИ, сказали, что не считают себя достаточно умными для этого. Самым популярным (выбрали 24% опрошенных) стал ответ, что они предпочтут более творческую профессию. Оба результата свидетельствуют о созданном властями и СМИ ореоле элитарности вокруг области ИИ. Это представление необходимо менять, если мы собираемся жить в мире, где множество работ будет связано с использованием ИИ или взаимодействием с ним.

В прошлом году компания Sage совместно с Sage Foundation и внешним партнером попыталась показать детям из разных групп населения Великобритании доступность разработки искусственного интеллекта. Эта программа дала нам понять, что обучить детей техническим навыкам в использовании компьютера и информационных технологий недостаточно. Чтобы подготовить детей к работе с автоматизированными технологиями, такими, как ИИ, в ближайшем будущем учебные программы должны будут включать базовые вычислительные навыки и программирование по умолчанию. Но они также должны развивать и такие нетехнические навыки, как принятие решений, изобретательность, взаимодействие и коллективная работа.

Опровергнуть убеждение, что только люди, умеющие программировать, могут работать в области искусственного интеллекта — лучшее, чем может помочь сообщество разработчиков ПО. Миру нужно сконцентрироваться на снижении образовательных и психологических барьеров при поступлении на обучение, связанное с компьютерной грамотностью и грамотностью в области ИИ, ведь такое обучение ведется с начальной школы. В Великобритании, например, имеют место пробелы в обучении цифровым навыкам, и, к сожалению, наблюдается ярко выраженная гендерная диспропорция среди учащихся, интересующихся компьютерными науками. В 2017 году лишь 12% учащихся старших классов школ страны выбрали посещение курса информатики. К тому же, лишь 20% из этих учащихся — девушки. Оба показателя необходимо значительно повышать как в Великобритании, так и по всему миру и не только ради будущих карьер этих учащихся, но и для того, чтобы люди, развивающие технологию, представляли интересы целевой аудитории этой технологии.

Не только школы должны пересмотреть свое мнение о том, кто квалифицирован для работы в области искусственного интеллекта, а кто нет. Мир бизнеса не замечает очевидного решения проблемы недостатка талантов в сфере ИИ: необходимо обучать и заниматься переквалификацией действующих работников ради работ будущего. Такие типы работы будут требовать от сотрудников понимания основ искусственного интеллекта независимо от занимаемой должности или специализации. Не каждому, кто пройдет подобное обучение, обязательно нужно иметь научную степень или планировать стать специалистом по обработке данных. Эволюция информационных технологий создала широкий спектр профессий с разными требованиями к образованию. Многие из таких профессий есть среди высокооплачиваемых позиций среднего звена. Схожим образом необходимо подготовить большое количество сотрудников не только для создания, но и для тестирования, поддержки, продажи и защиты систем ИИ. Большинство компаний располагают множеством кадров, которые при должном обучении могут преуспеть на таких позициях. Подобные усилия должны дополнять непрерывные инициативы в системе образования, направленные на расширение обучения, в том числе с использованием прогрессивных программ, которые уделяют особое внимание изучению естественных наук, технологий, инженерии и математики с раннего возраста.

В конечном счете для того, чтобы сообщество разработчиков ИИ представляло интересы тех, для кого оно создает и развивает технологию ИИ, потребуются разные типы специализации, опыта и образования. Компании, формирующие или использующие продукты на основе ИИ, в ближайшем десятилетии извлекут выгоду из сочетания творческого подхода художников, писателей и лингвистов с техническими ноу-хау программистов и специалистов по обработке данных. И бизнес, и государственный сектор несут ответственность за то, чтобы обучить детей и взрослых как техническим, так и творческим навыкам. Это позволит сфере искусственного интеллекта в полной мере реализовать свой потенциал.

Об авторе. Крити Шарма (Kriti Sharma) — вице-президент департамента ИИ в компании Sage. В 2017 году Крити попала в список самых талантливых молодых предпринимателей Forbes «30 до 30» и стала номером 44 в списке Recode «100 самых влиятельных людей в сфере технологий, бизнеса и медиа».