Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех | Большие Идеи

? Тренды

Доставляй и властвуй: каким будет
российский фудтех

<p align="justify"> Управляющий директор Delivery Club о трендах фудтех-рынка в мире и России </p>

Автор: Андрей Лукашевич

Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех
Dan Gold / Unsplash

читайте также

Почему ВВП не приносит счастья

Амит Капур,  Бибек Деброй

Парадокс перфекционизма

Ирина Пешкова

Как критиковать представителей разных культур

Эрин Мейер

Как использовать интуицию при принятии решений

Мелоди Уилдинг

Если в 2017 году вы что-то слышали про фудтех, но до сих пор не знали, что это такое, — самое время разобраться. Есть основания полагать, что в ближайшем будущем рынок фудтеха станет лакомым куском для инвесторов, а его сервисы изменят повседневную жизнь в городах.

Фудтех (от английского foodtech) — это интеграция цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды. К миру фудтеха относятся сервисы доставки из ресторанов, заказа продуктовых конструкторов, заказов на вынос (take away), заказа столиков в онлайне. Почему это важно? Потому что едят все. И очевидно, что инновации в удовлетворении одной из базовых человеческих потребностей рано или поздно изменят традиционный подход к приему пищи.

Доставка в мире

Одно из самых динамично развивающихся направлений фудтеха — службы доставки еды. Foodora, Digifood, Deliveroo, Eat24, Just Eat, Seamless — сервисы с капитализацией в миллиарды долларов и десятками тысяч заказов в день. Delivery Hero, один из ведущих игроков рынка, по итогам недавнего IPO был оценен в $5.1 млрд и привлек $530 млн инвестиций. В этой сфере происходит примерно то же самое, что когда-то было с онлайн-сервисами такси, уборки и покупок: сначала ими пользовались смельчаки, сейчас без них невозможно представить жизнь в мегаполисе.

Глобальное развитие индустрии идет рука об руку с изменениями образа жизни поколений Y и Z, в первую очередь, живущими в мегаполисах. Миллениалы и тем более «зеты» — на «ты» с технологиями, привычны к бешеным скоростям и готовы тратить деньги на покупку свободного времени — самого ценного для них ресурса. У этих людей нет устойчивых предпочтений в выборе еды. Они стремятся к комфорту и хотят мгновенно получить желаемое. Зачем копить на собственную машину, если можно воспользоваться приложением и через 10 минут получить такси к подъезду? Зачем захламлять квартиру швабрами, если можно пригласить клининговую службу? Зачем тратить ценные часы жизни на приготовление кастрюли борща, когда можно каждый день в удобное для себя время заказать разную свежую еду?

Самый большой и развитый рынок доставки еды — Великобритания. Крупнейший британский сервис Just Eat обрабатывает 370 тысяч заказов в день, подключен к 75 тысячам ресторанов и обладает прибылью равной 375 млн фунтов. Самое популярное блюдо — бургер. Второй по величине рынок — США. Там крупнейший игрок Grubhub принимает 274 тысяч заказов в день, является партнером 55 тысяч ресторанов и имеет прибыль 493 млн долларов. Любимая еда в США — пицца.

Рынок foodtech в России: в чем отличия?

Российский рынок доставки готовой еды хоть и отстает от западного лет на пять, но растет стремительно. В 2017 году, по некоторым оценкам, он достиг 104,6 млрд рублей. Это рост почти на 17% к 2016 году, и тренд продолжится. Исследования показывают, что этот рынок не проседал даже в период кризиса 2014–2015 годах, а в 2016 году уже показал рост на 5,7%, составив 89,4 млрд руб в стоимостном выражении.

Увеличение рынка связано с повышением интереса к услуге со стороны новых пользователей и тех, для кого это превращается в привычку, и России есть куда расти. Больше всего по инфраструктуре и покупательской способности мы похожи на Турцию, где служба Yemeksepeti принимает 150 тысяч заказов в день и объединяет 10 тысяч ресторанов. В Москве же, например, среднемесячное число заказов Delivery Club составляет 735 тысяч, а количество подключенных к сервису ресторанов на конец 2017 года равно 6 500.

Рост российского рынка зависит от многих факторов. Важную роль здесь играют особенности менталитета. Российская аудитория консервативна: чтобы заказ еды превратился в привычку, должно пройти время. Есть прослойка прогрессивных горожан, которые рады пробовать новинки XXI века, но для большинства доставка еды — по-прежнему скорее повод отдохнуть от рутины и устроить себе небольшой праздник, а не альтернатива ежедневному приготовлению пищи.

Российская аудитория отличается и тем, что для нас поход в ресторан — всегда нечто большее, чем просто повод поесть. Основные причины питания «вне дома» — возможность провести время с друзьями/семьей или побаловать себя. Несмотря на то, что гостей в ресторанах давно не встречают по одежке, для кого-то выбор заведения все еще может указывать на социальный статус. Более того, в маленьких городах нет проблемы больших расстояний — полгорода можно объехать за десять минут и много заведений находятся в пешей доступности.

Сервис, который доставляет

Своевременная доставка еды требует безупречной системы логистики и клиентского обслуживания. Именно поэтому сервисы запускают собственные службы доставки, сами нанимают и обучают курьеров, следят за качеством их работы. Например, Delivery Club запустил курьерскую службу Delivery Express в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Казани с доставкой заказа за 45 минут — почти в два раза быстрее средней скорости доставки по стране, которая составляет более 80 минут.

Наличие собственной логистической платформы у Delivery Club помогает существенно увеличить набор ресторанов, представленных в сервисе и значительно улучшить клиентский опыт. Собственная отлаженная служба доставки у агрегатора повышает возвращаемость клиента в 3-4 раза, через полгода 20% из них становятся полностью лояльными, делая по 3 заказа в месяц. При этом рестораны получают дополнительный поток выручки, которого у них ранее не было.

Для заведений общественного питания доставка — побочный бизнес. Создавая подобный сервис, рестораны часто хотят покрыть операционные издержки уже с первого заказа. В результате пользователь сталкивается с тем, что почти у каждого заведения есть минимальная сумма заказа. При этом рестораны в первую очередь сосредотачиваются на качестве еды, а не на работе курьеров. Результат — часть владельцев кафе и ресторанов живут без доставки. Ситуация, которую сложно представить на развитых рынках, где заказ еды навынос или просто доставка на дом — обыкновенное дело.

Работа с сервисами доставки открывает ресторанам дополнительные возможности. Клиенту бесплатно доставляют еду и гарантируют время получения. Рестораны же получают безвозмездный доступ к маркетинговым возможностям доставщика. Сервис может привести клиента к заказу через поисковый запрос: если тот ищет «Цезарь», то присутствие ресторана на дополнительной площадке повышает шанс, что человек увидит его в выдаче и сделает заказ именно там. Ресторан может создать более простое и бюджетное меню для доставки, а его кухня будет приносить деньги, даже когда зал пуст. Более того, он освобожден от фиксированных издержек — оплата производится только за конкретный заказ.

Чего ждать в будущем

И напоследок о будущем. Фудтех в России ожидает бум по мере того, как люди будут все больше привыкать к удобству технологий. Из ярких трендов можно выделить следующие.

Большие данные. Фудтех — это технологии, и ценность тех же сервисов доставки — в эксклюзивных больших данных, на основе которых можно приходить к умозаключениям ценой в бизнес. Такими данными могут обладать только компании с большими объемами заказов. Например, серьезным барьером для рынка доставки является узкое предложение ресторанов в спальных районах (в основном, пицца и суши). Открытие новых ресторанных проектов с более разнообразным предложением требует капитальных издержек, которые могут еще и не окупиться. Тут приходит на помощь big data. Анализ данных дает возможность получить сведения о распределении спроса и предложения в каждом конкретном районе. С их помощью можно прогнозировать наиболее удачное место для нового ресторана, или кухни, ориентированной только на доставку. Кстати, стоимость открытия и работы такой кухни меньше, а значит ресторанам проще достигать окупаемости и масштабировать бизнес в новом формате. Такой формат сейчас популярен на Западе — фабрики-кухни без посадочных мест и официантов в ближайшие годы станут активно открываться и в России.

Разнообразие придет в спальные районы. Действительность такова, что сегодня в спальных районах можно заказать только еду из сетевых ресторанов, в основном пиццу и суши, которые сложно назвать едой на каждый день. Если в центре проблем с выбором блюд нет, то по мере удаления от Садового кольца ассортимент сужается. Конверсия в центре выше в 2,5 раза, а в «спальниках» люди часто не возвращаются, потому что не находят то, что хотят. Поэтому сервисы вынуждены будут создавать возможность заказывать в спальных районах ту еду, которой сейчас там нет, — но не за счет доставки из центра, а за счет появления этих ресторанов в спальных районах. Тут и приходят на помощь кухни, о которых говорилось выше.

Доставка шагнет в регионы. В ближайшие годы сервисы доставки еды будут вкладывать немалые бюджеты в развитие спроса в массовом сегменте и в регионах. Формирование регионального foodtech-рынка заставит предпринимателей внедрять маркетинговые инструменты, направленные на преодоление локальных барьеров, таких как заказ еды только по праздникам и т.д. При этом развитие фудтеха в регионах может пойти своим путем с оглядкой именно на локальные особенности рынка. Хороший пример — рынок такси в регионах, который развивался как альтернатива общественному транспорту: это было удобнее и выгоднее по деньгам (расстояния маленькие, тарифы невысокие). По схожей логике рынок доставки еды в регионах может стать альтернативой походу в магазин за продуктами.

Люди будут готовить все реже. Разнообразие выбора, возможность заказывать из новых ресторанов — это еще один вектор развития сервиса доставки. Особенно в больших городах и особенно для молодого поколения. Так получилось, что услуги по доставке еды изначально состояли из предложений пиццы и суши. Какое-то время это было барьером для восприятия сервисов как доставки разнообразной еды, которой можно питаться каждый день. Тем не менее, мы видим рост интереса к простой пище на каждый день — бургерам, плову, салатам и закускам. Люди все чаще заказывают еду, которую обычно готовили дома: борщ, котлеты, жареную картошку. Разнообразие еды по доступным ценам с доставкой в 45 минут может привести к тому, что люди станут готовить дома все реже, предпочитая потратить это время на саморазвитие или провести время с близкими.

Сервис станет еще лучше. Есть операционные сложности в обеспечении единого качества сервиса. Это то, что сопровождает любой сервис на стыке онлайна и офлайна. Задача лидеров рынка — минимизировать неприятные моменты, чтобы задержки не вызывали у людей негативной реакции и не влияли на восприятие услуги в целом. Компании будут улучшать качество сервиса — в каких-то случаях отменять минимальную сумму заказа, соблюдать время доставки и улучшать качество упаковки. Кстати, быстрота доставки имеет меньшее значение, чем точность — для клиента не очень существенна разница между временем доставки в 45 и 60 минут, главное — доставить вовремя.

Доставят не только из ресторанов. Благодаря сервисам доставки еды будет активно развиваться сотрудничество не только с ресторанами, но и с продуктовыми магазинами и рынками. Например, Delivery Club уже доставляет продукты с Даниловского, Рогожского и Дорогомиловского рынков. Помимо этого, могут появляться интересные варианты синергии сервиса по доставке еды с другими услугами. Из того, что уже существует у нас, отмечу услугу заказа еды на вынос из 150 ресторанов Москвы. Из того, о чем можно помечтать, — заказ уборки и продуктовой корзины на неделю, или персональная консьерж-служба, когда домой вы едете с ужином, который водитель забрал, воспользовавшись услугой take away перед тем, как встретить вас.

Об авторе. Андрей Лукашевич — управляющий директор Delivery Club.