читайте также
Настала пора нового эволюционного прыжка. Мы, люди, в большой беде, хоть и не решаемся это признать.
Тридцать лет назад эколог Гарретт Хардин опубликовал в журнале Science статью «Трагедия общинного поля». Его основная мысль: люди, действуя каждый в своих (вполне рациональных) интересах, способны окончательно уничтожить драгоценные и невосполняемые ресурсы.
Для наглядности Хардин воспользовался метафорой «общинного пастбища», открытых для всех лугов, где пасется скот. Скотоводы, естественно, хотят развести большое стадо и повысить свой уровень жизни — но чем больше поголовье скота, тем быстрее исчезает трава с луга — и в итоге пастбище становится непригодным. Для всех.
«В этом и заключается трагедия, — писал Хардин. — Каждый человек действует внутри системы, которая побуждает его неограниченно наращивать свое стадо, а ресурсы ограничены. И таким образом человечество несется к своей гибели, каждый преследует свой интерес в социуме, отстаивающем свободу общинных земель».
Чем отличается от этого еще примитивного общества нынешнее, расходующее общинные ресурсы — нефть, электричество, воду — в бездумной самоуверенности, не предвидя отдаленных последствий?
И точно так же мы поступаем с собственным внутренним ресурсом, со своей энергией. Компании продолжают требовать от сотрудников все большего, не желая понимать, что для устойчивой трудоспособности силы нужно время от времени восстанавливать. Мы и сами с готовностью себя подталкиваем — вперед, вперед — в надежде, что больше, быстрее, круче в итоге окажется еще и лучше.
Беда в том, что, близоруко сощурившись на немедленное удовлетворение желаний, мы торопим общую погибель. Мы расходуем, не восполняя, и бежим к банкротству, всемирному и личному.
Читайте материал по теме: Как заработать на благотворительности
Как же могут разумные существа творить такое?
Причина в устройстве человеческого мозга. Хотя нам кажется, будто мы принимаем рациональные решения, включив префронтальную кору головного мозга, на самом деле мы зачастую повинуемся более примитивным отделам мозга, которые озабочены только нашим выживанием.
Два мощных инстинкта все еще управляют разумными существами: инстинкт «бей или беги», побуждающий избегать боли, и потребность в немедленном удовлетворении. Эти инстинкты миллионы лет назад предупреждали нас о приближении хищников, побуждали искать пищу и передавать свои гены следующему поколению. В сегодняшнем сложном мире от них не так уж много толку.
Современная версия примитивных инстинктов — эгоистическое побуждение захватывать и накапливать как можно больше — денег, имущества, власти, в надежде, что они обеспечат нам счастье и безопасность.
Читайте материал по теме: Создавайте общественные блага, и вы не проиграете
Эта дарвинистическая пляска смерти обеспечит разве что кратковременные победы и то немногим, а проиграют в итоге все. Низменные инстинкты не просто заглушают в нас способность мыслить, но и ставят ее себе на службу: мозги расходуются не на то, чтобы проверять свои решения, а чтобы как можно меньше решать и во всем оправдывать свой выбор.
Правда же проста: мы все в одной лодке, индивидуальный выбор отражается на всех. И если мы не участвуем в общем решении, то неизбежно усугубляем общую проблему.
Как же научиться метить выше? Эволюционный прыжок, с которого я начал — всего человечества — подразумевает переход от нынешней сосредоточенности на «я» и «мое» в более широкой и разделяемой всеми преданности «нашему».
В конечном счете важно не то, много ли мы успели подгрести под себя, но сумеем ли мы распорядиться своими дарами и преимуществами и приобретенными умениями так, чтобы оставить после себя в мире больше, чем потратим.
Пробуждение начинается с осознанности и смирения. Нужно прорваться сквозь бесконечную нашу способность к самообману, схватить себя за руку в тот момент, когда мы автоматически тянемся к тому, что несет мгновенное удовлетворение в данный момент. Снять с глаз шоры и вместо служения самим себе задуматься, какое решение пошло бы на пользу общине. И нужна немалая отвага, чтобы не действовать наотмашь, но остановиться и задать себе вопрос: как поступить наилучшим образом?
Парадокс в том, что готовность к личным жертвам, способность перетерпеть кратковременный дискомфорт ради общих интересов — тоже форма просвещенного эгоизма. Это выбор в пользу долгосрочного выживания, в пользу детей и внуков.
Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана
Как же реально осуществить такую эволюцию? Сделать это в одиночку трудно, мешают примитивные инстинкты, сила привычки, бесчисленные соблазны. Желательно принимать такие обязательства вместе с другими людьми, ободрять и поверять друг друга. Нам нужно сообщество.
Вот первые наметки для начала:
- Расширьте свой кругозор. Собираясь что-то сделать, остановитесь на минутку и задайте себе простой вопрос: «Зачем и для кого я это делаю?». Неизменно соблюдайте заповедь Гиппократа: «Не навреди».
- Меньше потребляйте. Нельзя ли пару раз в неделю ездить вместе с кем-то на одной машине, или же пользоваться общественным транспортом, или даже добираться до работы на велосипеде? Нельзя ли выключить обогреватель на пару часов в холодное время года, ведь от этого вы не замерзнете?
- Вносите свой вклад. Есть ли какое-то маленькое дело, которое вы могли бы исполнять ежедневно, внося свой вклад в жизнь другого человека, сообщества, мира, где вы живете? Как минимум, постарайтесь ежедневно выражать благодарность за кого-то или за что-то. И это уже немало.
Читайте по теме: