Начальная бизнес-школа | Большие Идеи

? Тренды


Начальная бизнес-школа

Кто, как и зачем учит детей предпринимательству в России

Автор: Маргарита Федорова

Начальная бизнес-школа
Element5 Digital / Unsplash

читайте также

Как заинтересоваться неинтересным и понять сложное

Барбара Оакли

«Получили мое сообщение?»: что делать, если рабочая переписка вызывает у вас страх и ненависть

Эрика Дхаван

Будущее зависит от совета директоров

Джудит Штреле,  Колин Майер,  Мэри Джонстоун-Луи,  Роберт Экклз

Джон Чемберс. Cisco: чувство будущего

Стюарт Томас,  Фрайер Бронуин

«Меня вдохновила идея сделать что-то полезное. В первом классе мы создали домашний квест, чтобы дети меньше сидели в гаджетах», — второклассник Матвей Кириленко представляет свой проект «MeGoКвест» — из небольшой синей коробки он достает карточки с заданиями и маленькие разноцветные фигурки. «Еще наш квест помогает подружиться, потому что это командная игра. На карточках напечатаны задачки на логику, вопросы по русскому и английскому языку», — добавляет его партнер и друг Саша Храпунов. Ребята учатся в частной школе «Путь к успеху», которую открыла в Новой Москве на окраине Троицка основательница и совладелица сети мебельных салонов «Белфан» Алла Аргунова. Обучаются здесь, в основном, дети бизнесменов и топ-менеджеров. С первого класса школьники узнают, что такое предпринимательство, и реализуют свои бизнес-идеи. Дети учатся выступать публично, снимают рекламные ролики, делают презентации. «Мы раскрываем в них дух кооперации, а не конкуренции. Прорабатываем с каждым его слабые стороны, чтобы ребенок не терял интерес к учебе», — объясняет директор бизнес-образования школы «Путь к успеху» Мария Жукова.

Главная задача Аргуновой — чтобы ученики умели создавать и продавать MVP (минимальный жизнеспособный продукт), а затем организовывали приносящие прибыль стартапы. Каждый год из 50—70 проектов 91% выходят на MVP, из них 18% превращаются в настоящие стартапы.

Третьеклассницы Варя Ткач и Ульяна Молодкина два года назад придумали «кинестетик-планшет» для обучения слабовидящих детей и получили «бронзу» на международном чемпионате по детскому предпринимательству Startup World Cup Championship for kids & teens.

Кирилл Шубников в четвертом классе создал планировщик English-Planner, который помогает выучить английский язык. Стартовые инвестиции в проект составили 51,6 тыс. руб. и за два года принесли более 250 тыс. руб. Сейчас Кирилл выпускает мерч: толстовки, кружки, футболки с надписью It’s Mine.

Проект Just English & Movies восьмиклассниц Виктории Аргуновой, Алисы Булгаковой и Ульяны Турсковой помогает выучить английский с помощью сериала и песен. Создательницы заработали уже более 500 тыс. руб. Деньги на запуск они получили из фонда «Предпринимательство детям», созданного Аллой Аргуновой. Ежегодно ей удается привлечь от бизнес-ангелов около 1,5 млн руб.

Еще более успешный образовательный онлайн-проект Mind Map запустили два года назад одиннадцатиклассники Станислав Аргунов и Мария Баранникова. В его основу легли ментальные карты по курсу математики для 5—9 классов — краткое визуальное изложение темы в двух-трех слайдах. При инвестициях в 230 тыс. руб. за год работы удалось заработать более 2,6 млн руб. выручки.

Есть и по-взрослому инновационные разработки. Артемий Титов, Даниил Шубников и Тимофей Скатов из 11 класса в коллаборации с «ТехноСпарком» занимаются секвенированием сточных вод — изучают их микробиом. У их проекта Urban Gene уже есть первый заказчик — Мосводоканал. А пятиклассница Варвара Абрамян разработала концепцию умной теплой скамейки и заняла третье место в федеральном конкурсе детских технологических проектов Sk KidsChallenge в Сколково.

С воплощением идей школьникам помогают преподаватели и привлеченные программисты, дизайнеры, состоявшиеся предприниматели. В школе преподают все предметы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом, при этом программа отличается сильной предпринимательской составляющей. Например, уроки здесь больше похожи на заседания совета директоров: дети за большим овальным столом обсуждают тему занятия, а учителя им в этом лишь помогают, выступая в роли фасилитаторов.

Деловой подход

Каждый, кто захочет учить детей предпринимательству в России, неизбежно столкнется с кризисом всей образовательной системы. Впрочем, это мировая проблема. Как сказал основатель компании Alibaba Джек Ма, «индустриальное общество создало образование, похожее на сборочную линию по формированию человека как продукта, и это бедствие». Ма считает, что через 20 лет исчезнет около 50% существующих сегодня профессий, и если не изменить систему образования, человечество ждут серьезные проблемы.

По мнению руководителя проектной работы школы управления «Сколково» Даниила Добрынченко, педагогический конвейер, где от ученика требуется прочесть, зазубрить и пересказать, уже не отвечает задачам времени. Необходимо развивать совершенно иные навыки: креативное мышление, умение коммуницировать, работать в команде и проч. До школы большинство детей умеют это делать: их сознание еще не зашорено правилами и догмами, они открыты миру и исследуют его. «Дети умеют рисковать, они не боятся ошибиться. А тот, кто не готов ошибаться, не может мыслить оригинально. Но когда дети вырастают, они теряют эту способность, им становится страшно совершать ошибки. И наши государственные системы образования построены на нетерпимости по отношению к ошибкам. В результате мы отучаем людей от способности к творчеству», — говорил на конференции TED известный английский ученый Кен Робинсон.

Творческий подход — неотъемлемая часть предпринимательства. Но предпринимательское мышление, как отмечает Алла Аргунова, складывается не только из креативности, но и из системного подхода и реальной деятельности: «Когда ребенок начинает воплощать проект в жизнь, он видит цепочки всех процессов, учится быстро переключаться между задачами, делегировать работу другим людям, управлять ими и работать в команде».

Именно поэтому обучать предпринимательству детей нужно через деятельностный подход. Андрей Андрусов, заместитель директора Центра «СОЛь» и автор детской книги «Твой первый бизнес», преподает азы предпринимательства в шестых и седьмых классах московской школы «Класс-Центр». Уже в сентябре он говорит своим ученикам, чтобы они в ближайший месяц «выходили на продажи». «Учебный процесс строится интереснее, когда дети пробуют, у них не получается, и они начинают задавать вопросы. Это лучше, чем если бы я сразу начал им рассказывать теорию», — отмечает Андрусов. Такой подход позволяет развить в ребенке уверенность в себе и своих силах — качество, без которого заниматься предпринимательством невозможно.

Один из первых в России проектов по обучению детей бизнесу — «Лига школьного предпринимательства» — был запущен в Ульяновской области по инициативе губернатора в 2015 году. Ученики 7—11 классов, наряду с основной учебной программой, проходят практические тренинги и встречаются с местными бизнесменами. Ежегодно в рамках Лиги защищается 15—20 проектов. В 2021 году курс Лиги прошли более 400 учащихся из 25 школ региона, всего же было выпущено 2250 человек.

Самый масштабный на данный момент проект такого рода стартовал в 2021-м в Москве. В 44 столичных школах под патронажем Российского экономического университета им. Плеханова действует городской проект «Предпринимательский класс». Программа ориентирована на учеников 10—11 классов, школьники углубленно изучают математику, экономику, право и английский, знакомятся с основами предпринимательской деятельности, маркетингом, бизнес-процессами. Впрочем, и в Москве, и в Ульяновске «предпринимательский уклон» пока не переходит в практическую плоскость, возможности создавать собственный стартап без отрыва от учебы у школьников нет.

С учащимися 8—11 классов школ, а также техникумов и колледжей работает и бизнес-акселератор Сбербанка SberZ. Для участия в нем нужно выиграть конкурс проектов. Те, кто прошел отбор, получают шанс превратить свою идею в готовый продукт: при помощи менторов провести конкурентный анализ рынка, построить бизнес-модель, создать MVP и привлечь инвестиции.

Обучением предпринимательству школьников любого возраста занимаются пока только частные бутиковые школы, в которых образование стоит сотни тысяч рублей в год, либо частные проекты, сотрудничающие с государственными школами на аутсорсе. Среди самых известных сетевых игроков этого рынка — KinderMBA. Ее учителя ведут предпринимательские программы в разных школах Москвы и проводят бизнес-курсы выходного дня.

Систему адаптивной бизнес-среды BusinessFox для детей 5—18 лет два года назад создала владелица сети частных детских садов «Филиппок» и школ «Лидеры» Марина Шилкина. «Уже с пяти лет мы занимаемся с нашими детьми профориентацией, в игровой форме рассказываем о разных профессиях. В третьем классе школьники изучают бизнес-кейсы, знакомятся с системой планирования проекта — от разработки идеи, финансовой модели, SWOT-анализа до питчинга», — говорит Марина Шилкина. Вся программа BusinessFox рассчитана на 13 лет и, по словам Шилкиной, реализуется в 38 регионах России, также ее включают в учебный план государственные школы Казахстана.

Одна из главных сложностей предпринимательского образования в школах — отсутствие учебных программ для детей. «Нам приходилось брать взрослые книги по предпринимательству и адаптировать под детское восприятие», — говорит Алла Аргунова. Второй вызов — дефицит квалифицированных преподавателей, которые могут обучать предпринимательству.

Из-за этих проблем в образовательной среде сейчас идет дискуссия, может ли стать практика обучения детей предпринимательству массовой. «Чтобы из школы выпускался предприниматель, а не исполнитель, нужно, чтобы в классе был не один педагог и тридцать учеников, а 7—15 ребят и три модератора-тьютора. Школьники постоянно должны заниматься проектной деятельностью, а не только теорией, и видеть перед собой настоящих носителей предпринимательского опыта», — говорит Даниил Добрынченко. Алла Аргунова сейчас работает над тем, чтобы менторами учеников ее школы становились действующие предприниматели, которые будут участвовать в долевом финансировании учебных стартапов.

Предпринимательство на вырост

Отношение к предпринимателям в России до сих пор остается прохладным. Осенью 2020 года эксперты Высшей школы экономики провели опрос 6 тыс. респондентов в возрасте от 15 до 72 лет в 59 субъектах РФ о том, что они думают о предпринимательской деятельности. 30% опрошенных считают, что предприниматели пользуются результатами труда других людей, 34% полагают, что те «думают только о своей выгоде». Правда, 88% согласны, что предприниматели создают рабочие места.

По данным международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (основанной на информации ФНС), на начало 2022 года в России было зарегистрировано 3,59 млн индивидуальных предпринимателей (около 2,5% населения). В 2018-м Росстат сообщал о том, что доля «белого» малого и среднего бизнеса в российской экономике составляла 20,2%. Для сравнения, тот же показатель для развитых стран — 50—60%.

Эти цифры не удивляют. В сознании большинства граждан России старшего возраста отношение к предпринимательству сформировано отголосками советского воспитания, а также временем «шоковой терапии», когда для успеха в бизнесе требовались не самые лучшие человеческие качества. Но практика трех десятилетий российского капитализма показала, что на длинной дистанции прочного успеха добились предприниматели, обладающие убеждениями и ценностями. И это понимание очень важно прививать новому поколению — в том числе за школьной партой, с помощью предпринимательских образовательных программ. В конечном счете, личный оптимизм, вера в способность добиться успеха в бизнесе с помощью честных усилий — это и есть главный ресурс любой экономики.

Эксперты сходятся во мнении, что частное предпринимательство будет становиться все более привлекательной сферой применения усилий для подрастающего поколения. А значит, и спрос на профильное образование будет расти. В этом заинтересованы и государство, и бизнес, которому уже сейчас не хватает менеджмента с предпринимательским мышлением.