Идея для лидера: менеджер-«кукушка в часах» и мода на жесткий стиль управления | Большие Идеи

? Тренды

Идея для лидера: менеджер-«кукушка в часах» и мода на жесткий
стиль управления

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

Идея для лидера: менеджер-«кукушка в часах» и мода на жесткий стиль управления
Фото: Donald Wu / Unsplash

читайте также

Как техника Canon PIXMA делает работу эффективнее

Почему у вашей компании ничего не получается

Рон Каруччи

«Наконец-то свобода»

Ади Игнейшес

Краткая история способов конкуренции

Кен Фаваро

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Время жесткого лидерства

СЕО крупнейших IT-компаний снова делают ставку на жесткость и эффективность: Илон Маск, Энди Джесси и Марк Цукерберг массово сокращают персонал, отказываются от неэффективных отделов и устанавливают высокие KPI. В Fortune этот подход сравнивают со стилем легендарного гендиректора GE Джека Уэлча и отмечают, что этот тренд будет только усиливаться благодаря перераспределению сил на рынке труда в пользу работодателей. Доброжелательность при этом может стать не слабостью, но стратегией лидера. Например, глава Nike Эллиот Хилл или гендиректор Thrive Capital Джошуа Кушнер, которые известны своей человечностью и вежливой манерой общения, остаются очень востребованными. В Fortune отмечают, что их популярность построена на умении балансировать между твердостью и эмпатичностью. А данные Korn Ferry показывают, что средний срок жизни СЕО во многом зависит от его способности быть человечным.

Невидимый драйвер ценности бизнеса

Модель цифровой экономики, которая доминировала на протяжении 40 лет, больше не работает. Бывший декан Школы менеджмента Ротмана, консультант генеральных директоров и автор книги A New Way to Think Роджер Мартин в своем блоге на Medium пишет о том, что старая формула для победы в бизнесе — это гонка за количеством пользователей, именно так выросли Google, Amazon и Facebook*. Но TikTok и Herm?s нарушили правила игры, объясняет он: TikTok взлетел, несмотря на меньшее, чем у конкурентов, количество пользователей, а Herm?s стоит дороже Samsung, зарабатывая при этом в 15 раз меньше. Эти аномалии можно объяснить желанием пользователей не просто использовать сервис или бренд ради его функционала и удобства, ему нужно стать частью сообщества. По словам Роджера Мартина, TikTok не просто предлагает новые алгоритмы, но создает экосистему для креаторов и фанатов. В то же время Facebook* и Instagram* теряют свое влияние, так как их культура постепенно размывается.

Управление рисками

Разрозненность команд внутри компании — одна из самых серьезных помех для управления рисками. Старший консультант по рискам и аудиту AuditBoard Ричард Чемберс в колонке для MIT Sloan Management Review рассуждает о том, что компании постоянно сталкиваются с огромным количеством угроз: геополитической нестабильностью, кибератаками, экономическими потрясениями. Но главная проблема не в самих рисках, а в том, что компании смотрят на них точечно, через призму разрозненных команд. Институт внутренних аудиторов рекомендует строить управление рисками в компаниях на трех линиях защиты: оперативный менеджмент контролирует снижение рисков в бизнес-процессах, функции риска устанавливают политику и контролируют оперативное руководство, а внутренний аудит следит за эффективностью первых двух линий защиты. Но из-за корпоративных барьеров и культуры обособленности между разными командами и подразделениями, каждая из этих линий работает отдельно друг от друга. Чемберс объясняет, что только целостный подход позволит системно управлять рисками. Но для этого компании придется научиться открытому сотрудничеству между своими подразделениями.

Революция в HR

Меняющие рабочие процессы технологии, гибридная занятость, собранные из представителей разных поколений команды и геополитические риски заставили лидеров переосмыслить подход к управлению персоналом. В McKinsey опросили более 100 экспертов в области HR-технологий, ученых и руководителей ведущих компаний и пришли к выводу, что организации отходят от традиционного подхода к HR в пользу более персонализированных и технологических методов. Аналитики констатируют, что данные становятся ядром управления сотрудниками — компании могут предугадывать проблемы до их появления, а менеджеры должны автоматизировать рутинные процессы, чтобы больше внимания уделять своим сотрудникам. В McKinsey отмечают, что сейчас порядка 5% компаний осознанно используют новые подходы, но именно они определяют то, что станет нормой в обозримом будущем.

«Кукушка в часах»

Если топ-менеджер не вовлечен в процесс общения с сотрудниками, внутренние коммуникации превращаются в безликие новости. Директор по консалтингу «Экопси» Виктория Кабакова объясняет, почему для компании важна регулярная коммуникация от первого лица. По словам эксперта, доверие к внешним СМИ продолжает снижаться, а к внутрикорпоративным — расти. При правильном подходе внутренние коммуникации могут стать для людей главным источником информации. Добиться этого можно, если сотрудники будут знать, зачем они делают свою работу и в какую сторону идет компания. Кабакова делит лидеров на несколько типов: «Кукушка в часах» — руководителей, которые появляются перед сотрудниками четыре раза в год, «Интерактивный топ» — людей, которые активно общаются с сотрудниками, но без глубокой вовлеченности и «Настоящий лидер» — человек, который умеет формировать смыслы и стратегически управляет коммуникациями.

Инновации в России

Чуть больше 1% новых продуктов от российских компаний по-настоящему инновационны, около 36% — являются новыми для рынка и порядка 62% — для самих компаний. К такому выводу пришли аналитики ВШЭ, которые подготовили статистический сборник индикаторов инновационной деятельности в России. Главный акцент в исследовании сделан на обрабатывающей промышленности, которая выступает драйвером инновационного роста экономики в стране. Благодаря инновациям более трети компаний из этого сектора расширяют ассортимент, порядка 40% — сохраняют традиционные рынки сбыта и почти 38% — повышают качество продукции. Для внедрения инноваций примерно 20% компаний из этого сектора кооперируются друг с другом, но главными барьерами, мешающими заниматься инновациями, в ВШЭ называют высокую стоимость, экономические риски и нехватку кадров. Среди самых популярных технологий аналитики перечисляют улучшенные производственные процессы, цифровизацию и новые бизнес-модели.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена