«Идеи для лидера»: вопрос формирования ценностей и токсичная критика | Большие Идеи

? Тренды

«Идеи для лидера»: вопрос формирования ценностей и
токсичная критика

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: вопрос формирования ценностей и токсичная критика
Фото: М 25

читайте также

8 перспективных технологических трендов 2016 года

Эми Уэбб

Как уволить сотрудника без вреда для него

Инес Кавано

Доверьтесь поколению «игрек»

Найяр Винит

Решайте сами, иначе другие сделают это за вас

Грег МакКеон

Быть руководителем — значит принимать трудные решения, сталкиваться с противоречиями и задаваться вопросами, на которые не существует однозначных ответов. Где проходит граница между личным выбором и корпоративными ожиданиями? Что важнее — скорость внедрения технологий или глубина понимания процессов? Можно ли сохранять репутацию в мире, где злая ирония стала универсальным языком критики?

В размышлениях о ценностях в своем Telegram-канале Сергей Иванов из «ЭФКО» отмечает, что настоящие ценности появляются только в результате сложного выбора, когда приходится выбирать между удобным и правильным. Именно такие ситуации формируют основу не только личного, но и управленческого выбора. Это перекликается с темой, которую поднимает Роберт Сапольски, критикуя знаменитый тюремный эксперимент Зимбардо: люди склонны подчиняться системам, контексту или роли, а абсолютного состояния — не существует. Его анализ показывает, что не система определяет нас, а наше решение — принять или изменить ее.

Исследования и колонки, которые вошли в дайджест «Идеи для лидера» на этой неделе, подтверждают мысль о том, что лидерам предстоит учиться совмещать гибкий и стратегический подходы, чтобы привести компанию к успеху. В подборку вошли самые актуальные материалы недели: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Как формируются ценности

Ценности — это результат разговора человека с самим собой в условиях сложного выбора, но не набор правил, которые ему в прошлом транслировала школа, родители или книги и кино. Исполнительный директор группы «ЭФКО» Сергей Иванов в своем Telegram-канале пишет о том, как формируются ценности. По его мнению, они возникают только в периоды сложного выбора, когда с одной стороны — что-то удобное, а с другой — правильное. Если человек однажды смог преодолеть соблазн, в будущем он уже не сможет отступиться — ведь речь про выбор, за который он заплатил, как минимум, переживаниями. Ценности для человека одновременно являются и костылями, и флагами, и красными линиями, с помощью которых он делает жизненные выборы. Кроме того, в процессе формирования ценностей и убеждений кристаллизуется и ответ на вопрос: «А зачем я на самом деле живу?» В корпоративном мире убеждения и ценности обычно используются как синонимы, но Иванов предлагает разделить их по степени жертвенности: убеждения могут меняться под воздействием внешней среды, ценности же с нами раз и навсегда.

Проблемы тюремного эксперимента

Американский психолог и автор известного Стэнфордского тюремного эксперимента Филип Зимбардо когда-то показал миру, что обычные люди могут стать настоящими садистами, если дать им власть. Американский нейроэндокринолог, профессор Стэнфордского университета Роберт Сапольски в новом выпуске своего подкаста Robert Sapolsky Father-Offspring Interviews указывает на главный недостаток этого эксперимента — самого Зимбардо, который выполнял там роль надзирателя и подталкивал участников проявлять жесткость. В том эксперименте добровольцев разделили на «охранников» и «заключенных», и уже на второй день они начали вести себя как настоящие тюремщики и их жертвы. Сапольски указывает, что когда BBC повторила этот же эксперимент, но убрала из него авторитетного «надзирателя», то получила другой результат. Вместо хаоса участники ненадолго организовались в кооперативный коммунизм, а затем власть захватили несколько авторитарных личностей. Ученый констатирует, что люди легко поддаются системе, а контекст решает все.

Токсичная критика

Сатира становится все более популярным способом критиковать людей, она распространяется в том числе благодаря интернет-мемам, фотографиям и видео. Исследование профессора по маркетингу из Kellogg Дерека Ракера и его научной сотрудницы Хуриа Джазаери показывает, что сатирические высказывания относительно человека являются более пагубными для его репутации, нежели прямая критика. Люди предпочитают использовать сатиру, когда хотят рассказать о предполагаемых ошибках, чтобы избежать возможных последствий, которые могут возникнуть в результате прямой критики. Сначала этот жанр был популярен в печатных СМИ, а теперь он широко распространен в различных цифровых медиа и ТВ-шоу, таких как Saturday Night Live. Проблема в том, что сатира лишает объект человечности, отмечают исследователи: комментарии под сатирическими видео содержат меньше слов, подчеркивающих человеческие качества, чем под видео с критикой. Это касается не только звезд, но и обычных людей. Восстановить положительный образ можно только если представить, что у вас был приятный опыт общения с тем, кого высмеивают. Вывод: сатирический смех — это не всегда безобидное развлечение, он может превращать людей в карикатуры, и за это им придется заплатить репутацией.

Платформы для автоматизации

Крупные корпорации могут заменить около трети своих сотрудников с помощью ИИ. Такие компании, как IBM, Allianz и Macquarie Bank, уже используют технологии для оптимизации HR, страховых выплат и поддержки клиентов. Эксперт в управлении персоналом Джош Берсин на собственном сайте пишет о том, что ключевой принцип успешной автоматизации лежит не просто в том, чтобы заменить людей на технологические решения, а в возможности декомпозировать работу на задачи, часть из которых может выполнить AI. При внедрении ИИ Берсин советует сначала пересмотреть стратегию, затем проанализировать задачи и только потом внедрять искусственный интеллект. По его словам, сейчас происходит зарождение рынка Work Intelligence-платформ, которые анализируют, какие именно задачи можно автоматизировать и какие навыки нужны сотрудникам будущего. В таком случае ИИ не просто ускоряет процессы, но трансформирует и расширяет их.

Тренировки для СЕО

Для того чтобы извлечь максимальную выгоду из ИИ и GenAI, СЕО предстоит пробежать одновременно и спринт, и марафон: делать стратегические инвестиции, быстро внедрять новые инструменты и привлекать лучшие на рынке таланты. Аналитики BCG отмечают, что сегодня только 25% лидеров видят значительную отдачу от ИИ, остальные же — рискуют навсегда остаться позади. Главной сложностью они называют умение не распылять ресурсы на десятки пилотных проектов, а сосредоточить силы вокруг самых ценных идей, которые дадут конкурентное преимущество. Исследования показывают, что лидеры, следующие этому подходу, масштабируют ИИ-продукты вдвое быстрее и получают наибольшую отдачу. При этом лидер должен первым осваивать ИИ-инструменты, чтобы команда тоже не боялась пользоваться ими. Эксперты рекомендуют СЕО тренировать навыки взаимодействия с искусственным интеллектом: ежедневно пользоваться AI-инструментами, нанять персонального тренера и осваивать базовые принципы работы ИИ.

Ставка на инновации

В 2025 году российские компании будут фокусироваться на быстрых результатах и выбирать краткосрочные инновации с измеримым эффектом вместо долгосрочных проектов, следует из данных исследования ФРИИ «Корпоративные инновации 2025». Топ-менеджеры и бизнес-заказчики — главные двигатели развития инноваций, почти половина компаний отметила рост интереса первых лиц к инновациям, но недостаточная вовлеченность бизнес-заказчиков остается главным барьером. При этом 55% сделали инновации частью своей стратегии, но только 12% демонстрируют сильную связь между стратегией и бизнес-процессами. Во ФРИИ называют слабым местом оценку эффективности инноваций: 50% компаний используют только операционные метрики, хотя международный рынок уже ориентируется на такие показатели, как скорость выхода продукта на рынок и R&D-интенсивность.

Гендерный вопрос

Почти половина женщин-руководителей считает, что прогресс в вопросах гендерного равенства на работе как минимум замедлился, следует из данных исследования Spencer Stuart о том, что для женщин изменилось за последние пять лет. Для этого они опросили более 2300 женщин-лидеров по всему миру об их карьере. И хотя 87% опрошенных женщин-лидеров уверены в своих карьерных амбициях, лишь 51% верят, что достигнут желаемого в текущей компании. Руководительницы также склонны переоценивать внутренний климат в своей организации: если 75% CEO-женщин высокого оценивают его уровень, то с этой оценкой согласны только 56% C-level руководительниц. Аналитики считают, что главные карьерные лифты для женщин — это наставник-мужчина, поддерживающий начальник, внешние контакты и ротации в развитии. Среди основных карьерных блокеров они называют предвзятость и двойные стандарты — к женщинам обычно предъявляют более высокие требования.