Идеи для лидера: увольнения в ABBYY, альтернативы Jira и будущее GenAI | Большие Идеи

? Тренды

Идеи для лидера: увольнения в ABBYY, альтернативы Jira и
будущее GenAI

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

Идеи для лидера: увольнения в ABBYY, альтернативы Jira и будущее GenAI
Фото: ABBYY

читайте также

Хочешь прибавить скорость? Притормози!

Аткинсон Том,  Дэвис Р. Джослин

Музыка мимо кассы

Владимир Рувинский

«Прийти вовремя – это невежливо»: 10 фактов о работе и бизнесе в Индии

Дмитрий Юсов

Ваш новый гендиректор случайно не бывший консультант?

Гретхен Гэветт

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» собраны самые актуальные события последних дней: свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

«Трансформация» ABBYY

В ночь на 1 октября в Telegram-каналах и соцсетях появились сообщения о том, что компания ABBYY, основанная выходцем из России Давидом Яном, массово уволила своих разработчиков-граждан РФ. Многие из них rjvgfybz релоцировала за рубеж в 2022 году. По оценкам российского Forbes, под сокращения попали от 200 до 500 человек минимум из трех офисов, расположенных в Будапеште, Белграде и на Кипре. Как рассказали попавшие под сокращение сотрудники ABBYY, 29 сентября в 22:30 они получили письмо о предстоящем на следующий день созвоне с топ-менеджерами. Во время онлайн-встречи, которая проходила в разных офисах с разницей в полчаса, чат и микрофоны у слушателей были отключены, а сотрудники HR и два топ-менеджера, включая СЕО ABBYY Ульфа Перссона, сообщили о предстоящем увольнении одним днем. Во время объявления новости у попавших под сокращение сотрудников забирали доступы к внутренним сервисам. Компания также предлагала невысокие, по мнению уволенных людей, компенсации в размере месячного или двух-трехнедельного окладов. К вечеру 2 октября ABBYY прокомментировала The Bell (признан иноагентом, заблокирован в России) факт увольнений, назвав происходящее «трансформацией бизнеса». По словам представителя компании, «реорганизация» затронула финансы, бухгалтерию и отделы R&D.

Профессор бизнес-практики, проректор Школы управления «Сколково» по операционной деятельности и цифровому развитию Светлана Миронюк в разговоре с «Большими идеями» напомнила, что практики массового сокращения происходят постоянно. В США, например, технологические корпорации за последние два года уволили более 150 000 человек. Людей тысячами увольняют из Amazon, Tesla, соцсети X (заблокирована в РФ), сырьевых компаний и инвестбанков. Скандалы же возникают не из-за самого факта увольнений, а из-за явной дискриминации по какому-либо признаку — например, из-за роста, веса, национальности или языка. Но существуют и хорошие примеры.

«Мой любимый герой — глава Airbnb Брайан Чески, который в пандемию сократил четверть сотрудников своей глобальной компании. Он сделал это так искренне и открыто, что, по-моему, даже улучшил HR-бренд компании. Это письмо Чески сотрудникам можно изучать как образец коммуникации на случай массовых сокращений», — объясняет Светлана Миронюк.

По словам профессора, существует несколько простых правил, соблюдая которые компания может избежать скандала. Так, массовый уход должен иметь понятные причины и для увольняемых, и для остающихся сотрудников.  Это означает, что причины не могут быть разными для внутренней и внешней аудитории. Такую непростую новость всегда должен объявлять глава компании, так как масштаб и социальная значимость события исключает возможность анонимного или обезличенного объявления без рисков для репутации. Попавшим под сокращение сотрудникам всегда нужно выражать признание и благодарность, а также помогать — поддержкой в поиске новой работы, рекомендациями и персональными условиями для уязвимых групп.

Новая оценка OpenAI

OpenAI объявила о новом раунде инвестиций в размере $6,6 млрд при оценке в $157 млрд. В новом раунде оценка компании выросла почти вдвое — это подтверждает веру инвесторов в технологию искусственного интеллекта. Привлеченные средства команда проекта планирует направить на увеличение вычислительных мощностей, чтобы продолжать свои исследования в сфере ИИ. Сама OpenAI имена инвесторов не раскрывает, но Fortune смог подтвердить, что последний раунд возглавил венчурный фонд Thrive Capital. Журналисты Bloomberg, в свою очередь, выяснили, что в раунде приняли участие Khosla Ventures, Altimeter Capital, Fidelity, SoftBank и базирующаяся в Абу-Даби MGX, а также Nvidia и Microsoft.

Вместо Jira

Аналитики «ТеДо» провели исследование рынка корпоративного программного обеспечения в России и изучили новые решения, заменившие продукты ушедшего из страны холдинга Atlassian, в который входят Jira, Trello и Confluence. Среди аналогов Jira и Trello авторы отмечают продукты местных разработчиков — например, «Яндекс трекер», платформу «Сфера. Задачи» или Kaiten. В «ТеДо» констатируют, что большинство российских продуктов дают возможность легко перейти с иностранного ПО. Все российские аналоги предлагают сопоставимый с иностранными продуктами набор функций, включая управление задачами, доступами и ролями, интеграцию с внешними сервисами, такими как Google Doc или «Яндекс.Облако», а также мобильные версии и поддержку iOS или Android. В «ТеДо» констатируют, что рынок аналогов инструментов Atlassian все еще находится в стадии развития, но выбрать подходящую замену корпоративные пользователи могут уже сейчас.

Отношения СЕО и совета директоров

Роль члена совета директоров становится все более сложной и значимой для компаний, отмечают в McKinsey. Это связано не только с непредсказуемостью внешней среды, но и с кругом важных вопросов, на которые совет директоров должен правильно реагировать. Например, темы GenAI, декарбонизации или кибербезопасности 10 лет назад практически не обсуждались во время заседаний советов директоров, хотя теперь это часть обычной повестки. По оценкам McKinsey, чтобы справиться с растущей сложностью, большинство членов советов директоров теперь больше взаимодействуют с управленческой командой, многие также стали посвящать этой работе больше времени: количество дней выросло с 25 дней в 2019 году до 30 дней в 2023-м. Аналитики уточняют, что наибольшую эффективность приносит более тесное сотрудничество членов совета директоров и СЕО. При постоянной коммуникации совет директоров более информирован о текущем положении дел и лучше понимает, в каких условиях находится их организация.

Будущее генеративного AI

Профессора французской школы INSEAD записали серию видео, в которых размышляют о будущем искусственного интеллекта. Предстоящий путь развития технологии будет скорее напоминать медленное восхождение к вершине, а не большой и быстрый скачок вперед, полагают ученые. Например, они ожидают, что в следующем году разработчики решат проблему галлюцинаций и ошибок, которые постоянно допускают генеративные модели. Последующие версии ИИ станут более эрудированными и точными, так как они постоянно совершенствуют собственные алгоритмы. Другим важным направлением развития нейросетей станет безопасность, ученые изучают возможные уязвимости, которые делают алгоритмы восприимчивыми к внешним манипуляциям. В будущем, прогнозируют в INSEAD, разработчики смогут повысить уровень безопасности GenAI, чтобы использовать его в таких важных отраслях, как здравоохранение.

Гонконгская экспансия

Аналитики Think with Google опубликовали исследование о том, как предприниматели Гонконга используют ИИ для выхода на международные рынки. Эксперты пришли к выводу, что AI-решениями пользуются компании любого размера — от «единорогов» до малого бизнеса. Например, сервис по продаже билетов для туристов Klook использует нейросети для создания рекламы на 14 языках, что позволяет увеличить конверсию на 115% и оставаться актуальным для рынков разных стран. Другие платформы, как, например, платформа Moomoo, за счет AI укрепляют отношения со своими клиентами: алгоритмы помогают им точнее анализировать и разделять пользователей на сегменты, прогнозировать их потребности и кастомизировать предложения.