
читайте также
Короткая рабочая неделя — прекрасный повод посмотреть на привычные вещи под другим углом. Современные медиа показывают основателей и топ-менеджеров бесстрашными героями, которые преодолевают трудности вместе с преданной командой и постоянно решают какие-то проблемы. Но реальность отличается от такой идеальной картинки: сильный лидер должен уметь замедляться и находить время, чтобы задуматься о будущем. Такой подход требует пространства — не только физического, но и ментального.
Исследования и материалы, которые вошли на этой неделе в дайджест «Идеи для лидера», рассказывают, насколько важен руководителю «режим простора» как лекарство от выгорания и дефицита смыслов. Роберт Сигел объясняет преимущества системного лидерства перед героическим. А исследователи из Великобритании и Испании доказывают, что именно внутренние убеждения фаундера становятся причиной настоящих прорывов.
Системное лидерство Сигела
Современные лидеры должны быть адаптивными и уметь действовать в периоды турбулентности, но не быть супергероями. Бывший CEO Intel, GE и преподаватель Стэнфордской школы бизнеса Роберт Сигел в интервью Stanford Business рассказывает о концепции системного лидерства, которая учит руководителя жить в режиме постоянного перекрестного давления: быть одновременно инноватором и исполнителем, жестким и эмпатичным, локальным и глобальным, амбициозным и ответственным. Сигел видит ключевую проблему не в сложности среды, а в неспособности лидеров отпустить старые модели и принять новый, нелинейный мир. Он утверждает, что любой человек несовершенен, но способен расти — особенно если осознает, что противоречия нельзя устранить, но можно использовать.
«Режим простора»
Большинство лидеров оказываются в ловушке «режима действия» и постоянно вынуждены решать задачи, которые требуют скорости, контроля и постановки измеримых целей. А это ведет к выгоранию, снижает качество принятых решений, убивает инновации и ослабляет связи в команде. Колумнисты MIT Sloan Management Review Меган Репейтц и Джон Хиггинс опросили 2000 руководителей и выяснили, что у 40% из них нет времени подумать, 24% не обсуждают с командой неудачи, а 59% жалуются на слишком поспешные встречи. Ученые предлагают лидерам в качестве альтернативы использовать «режим простора» — состояние, в котором у человека появляется место для осмысления, неожиданных идей, рефлексии и более тонкого понимания взаимосвязей. Войти в этот режим можно с помощью структуры SPACE (безопасность, люди, внимание, конфликт, окружение), которая позволяет принимать более мудрые решения.
Ценности основателя
Не внешние условия, а ценности основателя приводят к разработке новых бизнес-моделей и инноваций. Исследователь из британской Школы менеджмента Университета Бата Анастасия Сергеева и ученый из бизнес-школы IESE Университета Наварры в Испании Кристоф Цотт изучили историю фотоагентства Magnum Photos, совершившего революцию в журнальной фотографии XX века, чтобы проследить связь между ценностями основателя и инновациями. Основатели Magnum Photos отказались от стандартов индустрии и создали свою модель — потому что их личные ценности (творческая свобода, контроль над собственным трудом) не вписывались в устоявшиеся правила. Они видели фотосъемку, редактирование и распространение как единый процесс и потому построили кооператив, в котором фотографы сохраняли полные права на свои работы. Исследование показывает: когда ценности предпринимателя конфликтуют с устоявшейся на рынке бизнес-моделью, это может стать мощным триггером для создания новой бизнес-модели.
Перспективы искусственного интеллекта
Искусственный интеллект развивается быстрее, чем аналитики Goldman Sachs ожидали даже в самых смелых прогнозах: за год число пользователей OpenAI выросло в пять раз (почти до миллиарда человек), стоимость API-токенов упала в сто раз, а ожидания по капитальным затратам на облачные серверы-гиперскейлеры, которые компании совершат в 2026 году, взлетели с $207 до $405 млрд. Аналитики Goldman Sachs констатируют , что инвесторы сохраняют позитивный настрой по поводу ИИ, но теперь задаются вопросом: когда корпорации начнут извлекать из технологии прибыль? Тем временем ИИ сам ускоряет собственное развитие — от генерации синтетических данных до создания новых моделей и помощи ученым в изобретениях. Китай демонстрирует агрессивное внедрение ИИ в реальную экономику, тогда как Европа пока реагирует сдержаннее.
Экзистенциальный вопрос к человечеству
Когда ИИ станет умнее человека во всем — от решения логических задач до проявления эмпатии, — мы потеряем ощущение когнитивного превосходства, на котором построено человеческое «я». Американский инженер, ученый и исследователь Луис Розенберг в материале для Big Think рассуждает о том, что случится с человечеством, когда в мире появится искусственный суперинтеллект (AGI). Например, что будет, если ассистенты, встроенные в очки или наушники, будут подсказывать нам решения до того, как мы сами осознаем вопрос? И будут делать это точнее и быстрее, чем сделали бы мы сами. Это удобство может стать ловушкой, полагает Розенберг: мы привыкнем доверять голосу в наушнике больше, чем внутреннему. И однажды обнаружим, что даже выбор подарка для любимого делает не наш мозг, а его облачный ассистент. Быть человеком в мире сверхразумных машин — значит чувствовать себя все менее нужным, считает он. Эксперт называет наступающее время веком «дополненного мышления», когда человечество отдает мышление на аутсорсинг AGI, что неизбежно будет сопровождаться кризисом идентичности человека как мыслящего существа.
Культурный вопрос корпоративного стартапа
Корпоративные стартапы, которые намеренно отказываются от формирования культуры с самого основания бизнеса из-за страха затормозить рост, добиваются меньших успехов, чем могли бы. По оценке McKinsey, именно культура отличает устойчивый проект от стартапа-однодневки: у компаний со здоровой культурой совокупный доход акционеров (TSR) обычно втрое выше, а EBITDA растет на 18% в год по сравнению с их менее зрелыми коллегами. Но сформировать правильную культуру будет непросто, предупреждают в McKinsey, так как корпоративный венчур вынужден балансировать между стартапом и материнской компанией. Они рекомендуют выбрать правильный стиль лидерства, моделировать у руководителей нужное поведение и публично его отмечать. При этом важно осознанно интегрировать ДНК материнской компании в стартап, создавая при этом и собственную идентичность: через ценностные интервью при найме, совместные мероприятия, формирование гибких HR-политик и самостоятельные команды.
Роль внутренних коммуникаций
Внутренние коммуникации — это не новости в корпоративном чате, а способ транслировать новые смыслы и повседневную культуру поведения в период трансформации корпоративной культуры. Директор по консалтингу «Экопси» Виктория Кабакова объясняет , как именно должны быть организованы внутренние коммуникации, чтобы они помогали сотрудникам усвоить новые ценности и настроиться на трансформацию корпоративной культуры. В противном случае новые ценности останутся лишь на плакатах на стенах или на сайте компании, предупреждает эксперт.