
читайте также
На фоне тектонических сдвигов в технологиях на рынке труда и во внутренних нормах офисной жизни все чаще звучит одна и та же мысль: стратегия — это не только про цели и ресурсы, но и про внутреннюю работу лидеров. От них все больше ждут умения чувствовать и проявлять эмпатию, а не только принимать решения.
Бывший декан Школы менеджмента Ротмана Роджер Мартин пишет о связи типа личности с умением создавать сильную стратегию. СЕО Shopify запретил нанимать своим сотрудникам новых людей и сделал ставку на ИИ, а гендиректор JPMorgan Chase Джейми Даймон жалуется на низкую культуру поведения сотрудников во время совещаний.
Авторы исследований и материалов, которые вошли в дайджест «Идеи для лидера», говорят об управлении через культуру, роли личности в стратегии, демотивирующем поведении руководителей и возрастающем цифровом контроле за сотрудниками.
Культурный код и стратегия
Чтобы развивать процветающий бизнес в России, нужно использовать в качестве инструмента управления не деньги и KPI, но и с помощью смысла и эмпатии. Совладелец группы «Эфко» Сергей Иванов рассуждает о том, что культурный код должен быть важным элементом стратегии организации. Так, российский культурный код держится на парадоксах и здоровой индифферентности. Благодаря этому жители России выживают или даже преуспевают в экстремальных условиях, но начинают плохо справляться в режиме монотонности, рациональности и дисциплины. Одним из главных элементов культурного кода россиян Иванов называет отзывчивость и эмпатию: «моя боль — твоя боль, твоя радость — моя радость». В России бизнес и деньги всегда проверяются на справедливость, но будни управленца — это обычно сложный выбор между плохим и очень плохим. «В обществе индивидуалистов происходит война всех против всех — и там закон является единственным инструментом защиты общества от самоуничтожения, — рассуждает Сергей Иванов. — У нас [в России] этого не было, нам закон не писан, и справедливость всегда была выше закона. Поэтому самый главный вызов — в конструировании социальных систем. Если не предпринимать дополнительных усилий, у коллектива всегда будет возникать протест против законов и правил».
Стратегия и тип личности
Сильных специалистов по стратегии отличают не столько тип личности, например по типологиям Майерс — Бриггс (MBTI) или «Большая пятерка», сколько упорство и желание развиваться. Бывший декан Школы менеджмента Ротмана и автор книги A New Way to Think Роджер Мартин пишет о том, какие факторы влияют на способности в стратегировании. Он выделяет несколько важнейших навыков для стратега: умение делать качественный анализ, вести открытый диалог и быть способным жонглировать большим количеством задач. По MBTI успешному стратегу важно развивать интуицию (N), так как она помогает обращать внимание на то, что делают клиенты и почему, а не судить их за это. Мартин констатирует, что личные качества скорее бонус, но не гарантия успеха в стратегии, а люди с фиксированным мышлением («я и так умный», «я практик, а не стратег») чаще других проваливаются в стратегии. Для достижения успеха он рекомендует воспринимать препятствия как возможность создать нечто ценное, если проявишь достаточно упорства, но не как преграду.
Босс-демотиватор
Более 40% сотрудников российских компаний сталкиваются со слабыми управленческими навыками своих руководителей и нечеткой постановкой задач. Исследователи из «СберУниверситета» рассказывают о самых популярных видах демотивирующего поведения. Так, одна из самых распространенных причин падения мотивации — это демонстративное обесценивание со стороны руководства, а также принижение или игнорирование результатов. Другой популярный паттерн — непоследовательность в решениях, избегание ответственности, микроменеджмент и злоупотребление властью. Некоторые российские руководители также склонны неуважительно относиться к своим подчиненным или нарушать личные границы, а также заниматься фаворитизмом. Аналитики отмечают, что в ответ на такое поведение чаще всего люди стараются продолжать сотрудничать, вступают в конфронтацию или переходят к модели уклонения и в самых редких случаях — готовы идти на уступки и компромиссы.
Управление через эмоции
Большинство организаций продолжает воспринимать внедрение искусственного интеллекта исключительно как IT-задачу, пренебрегая при этом важнейшим аспектом — изменением культуры, управлением людьми и эмоциями. В колонке для MIT Sloan Management Review группа исследователей отмечает, что появление и популяризация ИИ требует от компаний совершенно нового типа лидеров, которые могут мыслить не только технически, но и с точки зрения культуры и стратегии. Так, IT-директора слишком увлекаются операционными процессами, забывая о стратегии и управлении изменениями, HR также не торопится адаптироваться к новой реальности. И последствия такого подхода могут быть суровыми, пишут авторы: риелторская компания Zillow потеряла $300 млн и доверие инвесторов, слишком поверив собственным алгоритмам. А Калифорнийский университет провалил собственную трансформацию, недооценив человеческий фактор.
Революция ИИ
СЕО Shopify Тоби Лютке запретил сотрудникам нанимать новых людей, пока нанимающие менеджеры не докажут, что эта работа не может быть выполнена искусственным интеллектом. Соответствующую служебную записку он разослал командам в конце марта, пишет CNBC. Лютке считает, что вопрос «Как это выглядело бы с автономными AI-агентами?» — отличный способ запустить продуктивные дебаты и проекты. Лютке также отметил, что внутри Shopify люди должны использовать ИИ в своей повседневной работе и это — базовое ожидание компании. По его мнению, использование ИИ-агентов позволяет сотрудникам браться за «невероятные задачи» и выполнять гораздо больше работы, чем ранее. Директива Лютке появилась в период, когда технологические компании коллективно тратят сотни миллиардов долларов на разработку различных ИИ-решений. В Shopify также создают инструменты автоматизации для своих продавцов.
Телефоны на совещаниях
Проверка электронной почты или мессенджеров во время совещаний — большой враг продуктивности, об этом написал гендиректор JPMorgan Chase Джейми Даймон в своем ежегодном письме акционерам. Даймон считает, что подобная «многозадачность» воспринимается как откровенное неуважение и напрасная трата времени всех участников встречи. Это, по его мнению, влияет на продуктивность и разрушает культуру уважения в компании. С его словами согласились и другие руководители, пишет Fortune: Гэри Рич из Rich Leadership добавил, что умение слушать собеседников — это базовое проявление профессионализма. И пока у сотрудников возникает соблазн проверить свою электронную почту или сообщение во время встречи, руководители многих компаний ужесточают протоколы совещаний. Например, основатель Amazon Джефф Безос заменил слайды в PowerPoint на 6-страничные меморандумы, сооснователь Twitter Джек Дорси запретил проводить встречи по вторникам, а сооснователь Nvidia Дженсен Хуанг вообще отказался от личных встреч.
Большой брат в офисе
Компании все чаще следят за своими сотрудниками через корпоративные устройства: на платформе Glassdoor упоминания об этом выросли на 51% за последний год и втрое с 2021 года. Если подобный технологический надзор был типичным для операторов колл-центров и производственных линий, то теперь его все чаще используют для слежения за офисными сотрудниками или теми, кто работает удаленно. Работодатели отслеживают клики, нажатия клавиш и делают скриншоты экранов. По данным исследователей, как минимум треть сотрудников не знает, следит ли компания за ними или нет, что усиливает паранойю на рабочих местах, и страх остаться неактивным в рабочем мессенджере стал новой популярной причиной для тревоги. В Glassdoor констатируют, что топ-менеджеры все чаще смотрят на активность курсора и при этом забывают, что продуктивность не всегда измеряется тем, насколько активно сотрудник двигал мышкой, а подобный контроль лишь отвлекает и отпугивает талантливых сотрудников.