
читайте также
На этой неделе ученые сформулировали новую форму управления — «скупое лидерство», когда руководитель сознательно удерживает доступные ресурсы от команды, причиняя ей косвенный вред. Доцент кафедры менеджмента Университета Невады Кэтрин Колл вместе с коллегами опубликовала концепцию, основанную на анализе трудов о конструктивном и деструктивном лидерстве, а также смежных концепций, таких как бережливое лидерство. Ученые пришли к выводу, что, в отличие от жесткого или эксплуатационного лидерства, скупое лидерство не связано с прямой агрессией и часто маскируется под бережливость. Скупость таких лидеров может проявляться по-разному — от страха «изнежить» работников и веры в воспитательную ценность лишений до проявлений цинизма.
Авторы работы утверждают, что подобный стиль лидерства наносит косвенный ущерб, проявляющийся в виде снижения мотивации, продуктивности и ухудшения атмосферы в коллективе.
Конкуренция и синдром самозванца
Чем больше организация поощряет конкуренцию между сотрудниками, тем чаще они чувствуют себя недостойными своей должности. Об этом рассказывает основатель проекта «Культура счастья», ведущий российский эксперт в сфере ментального и социального здоровья Андрей Вебер со ссылкой на исследование голландских ученых. Они провели серию экспериментов с участием 1288 человек и проследили корреляцию между уровнем стресса и самооценкой. Исследователи выяснили, что в компаниях с жесткой конкуренцией люди в три раза чаще страдают от синдрома самозванца, чем в организациях, где руководство оценивает именно общий вклад в дело и командную работу. Постоянное сравнение себя с более успешными коллегами почти на 30% увеличивает страх «разоблачения» и ощущение собственной некомпетентности, а рейтинги и различные системы KPI только усугубляют проблему.
Вопрос неопределенности
Финансовая нестабильность — одна из главных проблем СЕО в 2025 году, которая вызвала волну автоматизации и борьбы за эффективность. Аналитики Gartner опубликовали данные о том, как СЕО справляются с неопределенностью. Искусственный интеллект стал главным приоритетом у 79% руководителей, при этом примерно 30% компаний сокращают штат, а порядка 20% — расходы на обучение. В Gartner самой большой проблемой 2025 года для генеральных директоров называют поиск баланса между амбициями по росту, необходимостью контролировать расходы и управлять рисками. Из-за этого около 50% опрошенных аналитиками лидеров говорят, что в ближайшие полтора года планируют меньше рисковать и действовать более постепенно и осторожно.
Уроки управления от Рэя Далио
Прежде чем построить один из крупнейших в мире хедж-фондов Bridgewater Associates и стать известным писателем, в начале 1980-х Рэй Далио пережил банкротство и был вынужден занять у отца $4000, чтобы покрыть семейные расходы. Этот унизительный опыт он называет определяющим, пишет Fortune, и утверждает, что вынес из него два важных урока. Первый — смирение и умение сомневаться в собственной правоте. Благодаря кризису предприниматель смог серьезно задуматься о том, как он может быть уверен, что действительно прав. Он придумал специальную практику, помогающую принимать решения: останавливаться, чтобы детально обдумать и выписать конкретные критерии, по которым он будет действовать. Фиксация на бумаге заставляет мыслить глубже, а впоследствии позволила Далио протестировать критерии на исторических данных. Второй урок — диверсификация. Кризис помог осознать, что она может снизить риски до 80% без потери доходности. Это откровение привело к тому, что Bridgewater начала показывать стабильные результаты с минимальными просадками.
Принцип построения стратегии outside in
Принцип outside in в карьерном и стратегическом развитии — альтернатива привычному самоанализу и построению планов «изнутри наружу» (inside out). Профессор школы управления «Сколково» Алексей Улановский считает, что человеку не нужно замыкаться в себе: заниматься глубоким самоанализом, проходить профориентационные тесты или уезжать на ретрит, чтобы переизобрести себя. Наоборот, нужно отойти от принципа inside out и идти во внешний мир (outside in) — пробовать себя в новых проектах, создавать новые сети знакомств. В иудаизме этот подход называют «действуй и слушай». Эти же принципы полезно применять и при построении стратегии: не стоит начинать ее создание с анализа сильных сторон и недостатков компании, лучше смотреть на бенчмарки, анализировать явные и слабые сигналы среды, тестировать новые возможности, проекты и отношения.
Равнодушный коллектив
В 2025 году только 21% всех сотрудников и 27% менеджеров в США увлечены своей работой, а две трети персонала и вовсе испытывают страдания на рабочем месте, говорится в свежем отчете Gallup. Ведущий мировой эксперт по HR Джош Берсин объясняет, что такое падение связано с резким снижением социальной поддержки, ощущением несвободы и падением доверия к государственным институтам. Молодые руководители особенно перегружены работой и сталкиваются с нехваткой опыта, при этом от них требуют чудес трансформации. Около 86% работников боятся, что их заменят искусственным интеллектом, хотя в то же время среди технологических корпораций популярна культура переработок. Чтобы увлечь сотрудников, Берсин рекомендует компаниям переосмыслить подход «деньги превыше всего» в пользу человеческого капитала, не нанимать избыточное число людей и инвестировать в развитие персонала.
Прелести бюджетной автоматизации
Руководители малого и среднего бизнеса обычно пренебрегают инструментами автоматизации как слишком дорогими и нецелесообразными, но исследования показывают, что при определенном подходе внедрение возможно даже при ограниченном бюджете. Группа ученых из MIT в колонке для MIT Sloan Management Review рассказывает о пяти факторах, влияющих на стоимость автоматизации, включая выбор неверных процессов и недооценку дешевых решений. Многие МСП зацикливаются на своей основной деятельности — например, логистике, где все сложно и дорого, но настоящая экономия может быть на периферии — там, где можно внедрить технологии за $300 и получить значительную выгоду. Например, британская команда сэкономила много ресурсов после того, как начала использовать недорогие датчики для мониторинга процесса разгрузки.