читайте также
В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
От единицы к нулю
Сооснователь и СЕО индийского EdTech стартапа Byju's Байджу Рейвиндран рассказал об ошибках, которые привели его проект от оценки в $22 млрд к банкротству. Для быстрого выхода на новые рынки стартап скупил более двух десятков других EdTech-проектов. По собственным словам, Рейвиндран согласился на агрессивную экспансию сразу в 40 стран под давлением инвесторов и начал готовиться к IPO, но в 2022 году, после начала геополитического кризиса, многие инвесторы прекратили финансирование. Фаундер добавил, что уход трех крупных инвесторов из совета директоров — Prosus Ventures, Peak XV и Initiative Чан Цукерберг — фактически заблокировал возможность привлекать новый капитал. Проблему усугубил аудитор Deloitte, который также вышел из состава совета директоров. Сейчас компания проходит процедуру банкротства, а сам Рейвиндран оценивает ее стоимость в $0.
Влияние личности лидера
Профессор стратегического лидерства в бизнес-школе Ivey Западного университета Мэри Кроссан написала колонку для MIT Sloan management review о важности оценки характера соискателя при найме, а не только его компетенций. В качестве примера она приводит Boeing — корпорацию, оказавшуюся в глубоком кризисе из-за череды неудачных управленческих решений. В 2024 году СЕО Boeing Дэйв Калхун объявил о том, что уйдет в отставку и теперь компания выбирает себе нового лидера, но, считает профессор, никто снова не берет в расчет сильные и слабые стороны характера будущего топ-менеджера и влияние, которое окажет его личность на всю компанию. Рекрутеры могут придавать большое значение таким параметрам, как целеустремленность и ответственность, но практически никогда — скромности и сдержанности. Кроссан приходит к выводу, что характер топ-менеджеров — это реальный инструмент влияния на корпоративную культуру всей организации, который можно использовать.
Искусство быть СЕО
В McKinsey опубликовали статью о наборе черт и практик, которыми должен обладать успешный лидер в XXI веке. По оценкам аналитиков, если 10 лет назад генеральный директор обычно мог фокусироваться на решении четырех-пяти критических проблем в любой момент времени, то сегодня эта цифра вдвое больше. Топ-команды сегодня должны одновременно заниматься и интеграцией революционных технологий, таких как GenAI, и следить за энергетическим переходом, и управлять рассредоточенными командами, требующими больше прав, возможностей и автономии, а также развивать бизнес в условиях неопределенности. Среди важных для СЕО личных качеств в McKinsey выделяют умение вдохновлять, бескорыстность, непрерывное обучение, упорство и легкомыслие. Говоря об инструментах, самыми передовыми аналитики называют умение постоянно взаимодействовать со всеми ключевыми сторонами, вовлечение команды в стратегию и видение компании и формирование культуры доверия.
Между правыми и левыми
Авторы MIT Sloan management review Роберт Д. Костиан и Кайл Э. Бринк написали памятку для руководителей о том, как избегать политической поляризации среди подчиненных. Среди тем, которые разделяют людей и провоцируют ожесточенные споры, аналитики называют политику, изменение климата, инфляцию, вопросы миграции, безработицы и налогов. Авторы отмечают, что поляризация и споры на работе приводят к реальным потерям для бизнеса, и рекомендуют лидерам использовать специальные тактики, которые смягчают разногласия среди подчиненных и помогают им находить точки соприкосновения. Например, они отмечают, что инструменты «мягкой силы», такие как личное общение, действуют гораздо эффективнее, нежели более жесткие методы, такие как апелляция к собственному авторитету.
О силе брендинга
Совладелец и исполнительный директор ЭФКО Сергей Иванов в своем Telegram-канале рассуждает о том, как менялось его понимание брендинга в течение жизни. Например, в 2008 году он считал, что потребитель рационален и выбирает продукт исходя из цены, качества и места на магазинной полке. И только спустя годы, в том числе после неудачных экспериментов, он понял, что человек зачастую иррационален и задача бренда — влюбить потребителя в свой продукт. Для этого компания должна угадать эмоциональную потребность своего покупателя — и тогда он сам объяснит и рационализирует свой выбор. Иванов считает, что именно возможность удовлетворить этот скрытый запрос и отличает сильный брендинг от слабого. «Любовь не продается. Что в гендерных отношениях, что в брендинге. Купить за деньги эмоциональную привязанность вашего клиента к бренду невозможно. Мой рационализм в маркетинге, кстати, был в чистом виде продуктом лени», — рассуждает топ-менеджер.
Проблемы внедрения GenAI
Аналитики Lucidworks выяснили , что топ-менеджеры крупных компаний по-прежнему заинтересованы во внедрении искусственного интеллекта (ИИ), однако только 63% из них планируют увеличивать инвестиции в ИИ в ближайшие 12 месяцев — это на 30% меньше, чем годом ранее. Для этого Lucidworks опросил 2500 руководителей организаций, принимающих решения об использовании ИИ в бизнесе. Снижение темпов связано с тем, что топ-менеджеры не уверены в безопасности собственных данных и точности результатов, которые генерируют нейросети. Еще одним важным стоп-фактором стала высокая стоимость внедрения GenAI на рабочих местах — 43% респондентов отметили это как проблему, против 3% годом ранее.
Будущее искусственного интеллекта
Профессор истории и автор бестселлера книги «Sapiens: краткая история человечества» Юваль Ноа Харрари в часовом интервью изданию Big Think рассуждает о проблемах информационных систем, страхах, связанных с ИИ, и рассказывает основные тезисы из своей новой книги «Nexus: краткая история информационных сетей». Он поднимает вопрос того факта, что человек по-прежнему остается таким же восприимчивым к обману и заблуждениям, как и наши предки тысячи лет назад, и говорит о несовершенстве существующих систем обмена информации. Писатель уверен, что существующие массивы информации, которые делают современный мир таким взаимосвязанным, являются настоящей угрозой для всего человечества. «Мы создаем бесчисленное множество сущностей, потенциально более умных и изобретательных, которых мы полностью не контролируем. Самая большая угроза заключается в том, что ИИ может выйти из-под контроля и начать манипулировать нами», — говорит Харрари.
Аузан о Нобелевской премии
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан в интервью YouTube-каналу «НО. Медиа из России» рассуждает о Нобелевской премии по экономике. В этому году ее получили Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон за изучение общественных институтов и их влияния на развитие стран. Ученые открыли два вида общественных институтов — экстрактивный, который нацелен на извлечение любого дохода от своей деятельности, и инклюзивный, который ставит главной целью привлечение талантливых людей и работу вокруг них. Экстрактивные институты отрицательно влияют на экономическое развитие, а инклюзивные — положительно. В большинстве стран мира, в том числе и в России, используются экстрактивные институты. «Это важное открытие, но я не согласен с некоторыми его выводами. Аджемоглу, Джонсон и Робинсон считают, что деление институтов происходит от того, насколько различные болезни действовали на европейских колонизаторов. Например, приехал колонизатор в Конго, а там — малярия и непростые условия для жизни. В этом случае там будут строиться экстрактивные институты, чтобы пореже там бывать и побольше добывать… Но эта теория не совпадает даже в территории колонизации. Если взять Перу и Чили — хорошие страны для проживания, — однако там тоже были созданы экстрактивные институты», — комментирует Аузан.