читайте также
В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Исследования
Руководитель отдела аналитики Carta Питер Уокер опубликовал на своей странице в LinkedIn (соцсеть заблокирована в РФ) отчет о том, как размывается доля основателей в их же стартапах с течением времени. Исследование основано на данных более 45 000 американских проектов. Главные причины размытия доли фаундера связаны с появлением новых учредителей, консультантов, с наймом сотрудников на ранних стадиях, а также продажей части компании инвесторам. По информации Carta, перед IPO основатели обычно контролируют около 22% бизнеса или меньше. Медианные доли инвесторов по итогам 2023 года: 20,7% — на стадии Priced Seed, 20% — Series A и 15,8% — Series B.
В BCG пришли к выводу, что уязвимость может делать СЕО более эффективными. Это качество помогает топ-менеджерам создавать доверительную обстановку и повышать вовлеченность сотрудников, что ведет к улучшению показателей. Они приводят в качестве примера историю главы крупной фармкомпании Zoetis Кристин Пек, которая во время пандемии нашла в себе силы признать, что она не всегда может отвечать на любые вопросы сотрудников, что только укрепило ее восприятие как лидера в команде. Уязвимость руководителя развивает в нем смирение, мужество, открытость к критике и новым идеям, что стимулирует коллективное творчество и количество инноваций в проекте, считают аналитики. При этом традиционное восприятие лидера как несокрушимого человека, наоборот, снижает вовлеченность сотрудников.
Российские потребители окончательно привыкли к уходу иностранных брендов, говорится в исследовании Б1 (бывший EY в России). Однако доля тех, кто считает качество пришедших на замену марок низким, выросло с 44% осенью 2023 года до 60% к маю 2024-го. Несмотря на это, опрошенные аналитиками потребители готовы переплачивать за товары привычных брендов не более 10–20%, а товары местного производства приобретают вс большую популярность.
Несмотря на заявления представителей поколения Z о желании работать только удаленно, в MIT Sloan констатируют, что на деле молодые люди предпочитают гибридный формат. Они находят оптимальным работать из офиса два-три дня в неделю. Колумнисты отмечают, что современным компаниям предстоит освоить инструменты как офлайн-, так и онлайн-взаимодействий для построения эффективной корпоративной культуры, перепроектировать офисы, а также внедрять асинхронные методы работы. В числе последних — наставничество, определение норм работы на уровне отдельных команд, а также оценка успеха по результатам, но не по времени активности. Кроме того, сотрудники из числа поколения Z предпочитают заниматься самообучением через YouTube или другие платформы, вместо того чтобы обращаться за советом к коллегам или руководителю.
Сделка
На этой неделе маркетплейс Wildberries и группа Russ — крупнейший в стране оператор наружной рекламы — объявили об объединении для создания «крупнейшей цифровой банковской сети и платежной системы для расчета в рублях по всему миру в обход SWIFT». По данным источника РБК, компанию возглавит глава WB Татьяна Бакальчук, а главным исполнительным директором объединенной группы станет глава Russ Роберт Мирзоян. По данным СМИ, бенефициаром ООО «Стинн» (на 99% владеет ООО «Русс Аутдор») является член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Сулейман Керимов. Эксперты в разговоре с «Коммерсантом» назвали сделку не рыночной и предположили, что сильный административный ресурс группы Russ может быть важен WB «в контексте внедрения профильного законодательства для маркетплейсов».
Запуск
Сооснователь OpenAI Илья Суцкевер, покинувший компанию в мае, запустил собственный проект — Safe Superintelligence, или SSI, который будет заниматься разработкой «безопасного суперинтеллекта». «Мы относимся и к безопасности, и к возможностям технологии комплексно, как к техническим задачам, которые будут решать наши инженеры и ученые», — говорится в заявлении на сайте SSI. Кроме Суцкевера, в команду нового проекта вошли экс-сотрудник OpenAI Дэниэл Леви, а также бывший руководитель отдела ИИ-разработок в Apple Дэниэл Гросс.
Безопасный AI был одной из целей и для OpenAI, однако сомнения Суцкевера в том, что проект действительно фокусируется на безопасности, привели к разногласиям среди создателей ChatGPT. Предположительно, Илья Суцкевер был одним из инициаторов громкой и неудачной попытки уволить СЕО компании Сэма Альтмана. Суцкевер родился в Нижнем Новгороде, однако еще в детстве вместе с родителями переехал в Израиль.
Скандал
CEO сервиса доставки еды «Кухня на районе» Антон Лозин стал фигурантом уголовного дела после отравления 300 клиентов в нескольких регионах России. Пострадавших госпитализировали с диагнозом ботулизм, более 40 из них находятся на ИВЛ. Замоскворецкий суд отправил Лозина, а также главу отдела качества «Кухни на районе» Елену Машкову и директора компании — производителя консервированной фасоли «Савон-К» Владимира Шина под домашний арест. Именно продукцией этой фирмы отравились покупатели. Кроме того, повара «Савон-К» Карима Нормато суд отправил в СИЗО на два месяца. С 16 июня «Кухня на районе» приостановила работу, эксперты оценили потери за каждый день простоя проекта минимум в 15 млн рублей выручки.
Это не первый случай массовых отравлений едой, купленной в FoodTech-сервисах. Например, летом 2019 года почти 100 человек отравились блюдами из вендинговых автоматов Healthy Food. Суд приостановил деятельность всех точек сети, спустя несколько месяцев компанию оштрафовали на 2 млн рублей. На фоне скандала компания потеряла практически всех своих клиентов и, чтобы выжить, перезапустилась под брендом FavorEat. Соцсети этого проекта, впрочем, последний раз обновлялись в 2020 году.
Мнение
Основатель AmoCRM Михаил Токовинин опубликовал на своем YouTube-канале ролик с размышлениями о «марафонах желаний», дум-скроллинге и пользе видеоигр. Предприниматель уверен, что стремление к цели, публичные декларации, компромиссы и жертвы — это то, что повышает шансы добиться желаемого. Когда человек обещает что-либо публично, то возникает чувство ответственности, которое побуждает сдержать свое слово. «Только потому, что ты это задекларировал, ты закоммитился, взял на себя это обязательство… это и работает», — считает Токовинин. Говоря о тайм-киллерах и просмотре коротких видео — Shorts, Reels или контента в TikTok, — предприниматель напомнил, что мозг в любом случае что-то потребляет. И если складывается ощущение, что вы смотрите бесполезные видео, стоит заменить их на полезные.