Идеи для лидера: режим ученика и популярность коллабораций | Большие Идеи

? Тренды

Идеи для лидера: режим ученика и
популярность коллабораций

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю — по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

Идеи для лидера: режим ученика и популярность коллабораций
Коллаборация Louis Vuitton с Яои Кусамой (Фото Louis Vuitton)

читайте также

Изменение пола без отрыва от работы

Дэниел Макгинн

Предсказать непредсказуемое

Цена оправдывает сервис

Анастасия Миткевич

Женщины в лабиринте власти

Игли Элис,  Карли Линда

Практически все вошедшие в подборку материалы этой недели связаны с осмысленностью выбора. Старший партнер «Экопси» Павел Безручко призывает лидеров не бояться задавать вопрос «зачем», а не только «что». Основатель Microsoft Билл Гейтс рассказывает о том, как он переосмыслял свою личную историю через чужие биографии.

Экономист и нобелевский лауреат Дарон Аджемоглу остужает ажиотаж вокруг ИИ: не всю рутину можно автоматизировать, но не все, что автоматизируемо, стоит автоматизировать. А BCG напоминает, что партнерство — это не только торг о наиболее выгодных для себя условиях, но и умение доверять друг другу.

Осмысленность и желание уволиться

Чтобы у человека не возникало желания уволиться, он должен соблюдать определенный баланс между интересными и неинтересными задачами — например, в пропорции 30 на 70. Старший партнер «Экопси» Павел Безручко в своем Telegram-канале рассуждает об осмысленности и интересе сотрудников к работе. Он считает, что руководителю всегда полезно знать, какими типами задач сотрудник любит и не любит заниматься и как он воспринимает смысл своей работы. Некоторые, особенно выходцы из компаний с жесткими иерархиями, с трудом могут ответить на эти вопросы, так как уже привыкли, что за них все решает руководитель. Безручко называет полезной лидерской привычкой умение говорить не только о том, что задачу нужно сделать, но и о том, зачем она нужна. По мнению эксперта, это повышает осмысленность и вовлеченность человека в поставленную задачу. Но руководители зачастую пренебрегают этим инструментом, так как либо не считают, что это важно, либо сами не понимают смысла своей работы, либо ожидают от подчиненного, что тот разберется сам.

Режим ученика

По собственным словам, основатель Microsoft и филантроп Билл Гейтс при запуске новых проектов всегда переходит в «режим ученика». В своем блоге он опубликовал подборку книг, которая вдохновляла его во время работы над мемуарами. Перед тем как заняться собственной книгой, он выбрал пять мемуаров, чтобы переосмыслить личную историю — от мыслей о внутренней пустоте Боно до самоопределения писательницы Тары Вествовер. Отдельно он отметил биографию Кэтрин Грэм, которая более двух десятилетий стояла во главе The Washington Post. Грэм работала в те времена, когда на руководящих должностях было мало женщин; при этом ей приходилось противостоять президенту Никсону — например, чтобы защитить расследования журналистов газеты об операции в Уотергейте, после которых разразился Уотергейтский скандал. Также в списке Гейтса оказались мемуары южноафриканского комика и актера Тревора Ноа и журналиста Николаса Кристофа, одна из статей которого изменила всю стратегию Гейтса в филантропии.

ИИ против экономики

Несмотря на громкие обещания, искусственный интеллект в ближайшее десятилетие автоматизирует не более 5% задач и добавит около 1% к мировому ВВП — это в разы меньше, чем предсказывают визионеры Кремниевой долины. Об этом в интервью MIT Sloan Management Review заявил нобелевский лауреат, экономист Дарон Аджемоглу. По его мнению, большинство рабочих процессов на Земле завязаны на скрытое знание, эмпатию и здравый смысл, а не на повторяемые действия, как в игре Go. Аджемоглу настаивает, что лишь предсказуемые задачи, такие как бухгалтерский учет и базовая IT-поддержка, поддаются генеративным моделям. Зато настоящие прорывы возможны там, где ИИ усиливает людей: например, при создании новых услуг, особенно для людей старше 60 лет. Он также предсказывает большие изменения в финансовой отрасли и сфере изменения климата, где благодаря ИИ будет появляться все больше новых решений. Экономист считает, что компаниям стоит вдумчиво инвестировать в проекты, где искусственный интеллект совместно с сильной командой способен создать что-то принципиально новое, а не просто заниматься сокращением расходов.

Дизайн для защиты инноваций

Компании могут защищать свои инновации не только патентами, но и с помощью дизайна. В колонке для MIT Sloan Management Review доцент Школы бизнеса университета Квинсленда Сэмюэл С. Маколей и доцент Школы бизнеса Имперского колледжа в Лондоне Дмитрий Шарапов пишут со ссылкой на исследование, что организации могут использовать дизайнерские уловки нескольких типов, чтобы защититься от кражи интеллектуальной собственности. Например, математик и изобретатель Чарльз Бэббидж специально добавлял ошибки в свои чертежи, путая тем самым конкурентов, а Apple выдавала ранние прототипы iPhone за iPod, чтобы снизить риск утечки. Ученые отмечают, что управление имитируемостью — стратегическая опция. Компании могут манипулировать знаниями, если будут намеренно добавлять или убирать различные элементы в прототипах, услугах или продуктах, тем самым замедляя подражателей.

M&A против совместных предприятий

В условиях геополитической турбулентности слияния и поглощения становятся все менее привлекательными, уступая место более гибким альянсам и совместным предприятиям (СП). Аналитики BCG опубликовали исследование о том, что СП растут быстрее, чем M&A, так как позволяют делить риски, быстро адаптироваться и инвестировать в большее количество направлений. Впрочем, порядка 51% таких совместных проектов не достигают целей из-за ошибок на этапе планирования: отсутствия стратегии, недооценки вклада партнеров или нечеткой архитектуры управления. В BCG считают, что компаниям, решившим развивать совместные предприятия, нужно перестать торговаться с партнером, а заниматься совместным созданием — договариваться обо всем на берегу, работать над взаимным доверием, прописывать сценарий выхода из СП и ценить нематериальные активы.

Коллаборации ради роста

О грядущей популярности коллабораций свидетельствует и совместное исследование Школы управления «Сколково», ритейлера METRO и Most Partners. Аналитики опросили 1000 респондентов и пришли к выводу, что в ближайшие пять лет коллаборации превратятся в основной инструмент для развития бизнеса в России. Они объясняют это тем, что из-за роста расходов на маркетинг и общего снижения интереса аудитории к различной продукции бизнесу все сложнее привлекать новых клиентов. Выходом может стать эффективное партнерство с другими игроками рынка, считают там. Так, около половины респондентов в возрасте от 18 до 24 лет обращают особое внимание на совместные продукты разных компаний; люди также считают их более запоминающимися, модными и популярными. Молодежь и вовсе видит в них коллекционную уникальность.