читайте также
Редакция «Больших идей» публикует последний в уходящем году дайджест «Идеи для лидера». На протяжении всего 2024 года мы выбирали для наших читателей самые актуальные события: исследования о лидерстве и стратегии, новости об отставках и назначениях, советы для топ-менеджеров по управлению командами и многочисленные истории о развитии технологии искусственного интеллекта.
Мы продолжим выпуск дайджеста и в 2025 году: также будем искать новейшие исследования, стратегические новости компаний, объявления о важных назначениях и занимательные публикации от героев «Больших идей».
Искусство делегировать
Коммерческая организация — это нейронная сеть, в которой люди объединены общими целями, системой и культурой, а отдельный человек, как отдельный нейрон. С такого сравнения начинается объявление основателя Dodo Brands Федора Овчинникова о том, что с 1 января 2025 года он покинет должность председателя совета директоров Dodo. Сообщение опубликовано в Telegram-канале предпринимателя. Он остается ключевым акционером, членом совета директоров и продолжает принимать активное участие в стратегическом развитии организации. «Сначала компания будет решать новую задачу из рук вон плохо, а отдельный предприниматель сделал бы это гораздо лучше. Но если быть последовательным в реализации стратегии и при этом будет достаточно терпения и ресурсов, чтобы позволить себе идти в выбранном направлении, принимать ошибки и учиться, компания в какой-то момент научится решать конкретную задачу хорошо, а на длинной дистанции — лучше самого предпринимателя», — рассуждает он. Федор Овчинников открыл первую пиццерию Dodo Pizza в 2011 году в Сыктывкаре, сегодня сеть насчитывает 1244 точки в 24 странах. Овчинников покинул должность СЕО с 2024 года, он объяснил это необходимостью дальнейшего роста бизнеса.
Продажа бизнеса в России
Высокий сезон сделок M&A в России длился с лета 2023 года до июля 2024-го — об этом в интервью Frankmedia рассказал партнер Aspring Capital Сергей Айрапетов. По его оценкам, за девять месяцев года около 23% всех сделок на российском рынке составили сделки с иностранными собственниками. Из-за заградительных условий такие акционеры могут продать свой бизнес лишь за 20—30% от реальной стоимости, объясняет Айрапетов, поэтому с рынка уходят только те собственники, «которым очень надо».
Эксперт отметил, что сейчас идут сделки по замещению долга капиталом: акционеры ищут инвесторов для уменьшения объема долга за счет привлеченных средств. Второй популярный тип сделок — стратегические, особенно на рынке технологий и телекома, а также в ритейле и FMCG.
Вопрос цены
Миллениалы и поколение Z массово отказываются от естественных драгоценных камней в пользу искусственных, производство которых гораздо более экологично. Несмотря на стереотип о том, что речь идет о самых осознанных, с точки зрения экологии, потребителях, настоящая причина выбора кроется в стоимости, считает СЕО Pandora Александр Лачик. «Когда мы говорим о критериях выбора продукта, на самом деле поведением управляют только две вещи. Дизайн — это, безусловно, самый важный аспект, но второй критерий — цена», — рассказывает он. Алмазы, произведенные в лаборатории, обычно на 60—85% дешевле тех, что были добыты из недр Земли. При этом вопрос ESG все же может сыграть свою роль, уточняет Лачик, особенно в момент, когда человек не может определиться между предложениями нескольких брендов.
Испытание искусственным интеллектом
Генеративный ИИ сулит не только большие перспективы для лидеров, но и несет в себе множество потенциальных ловушек. Доктор медицинских наук, президент Mayo Clinic Platform Джон Халамка в разговоре с MIT Sloan Management Review поделился опытом внедрения ИИ в бизнес. По его словам, сначала Mayo Clinic создала вокруг себя специальные барьеры для безопасного использования ИИ, а также внимательно изучила экономические аспекты и риски, связанные со стремительным развитием технологий. Например, Mayo объединилась с другими компаниями в коалицию — Coalition for Health AI (CHAI), чтобы совместно разрабатывать рекомендации для безопасного использования ИИ в здравоохранении. Искусственный интеллект требует значительных расходов на оборудование, энергию и экспертизу, предупреждает Халамка, но результат может быть долгосрочным.
Будущее работы
Производительность программистов, сотрудников креативных профессий и тех, кто работает в сфере обслуживания клиентов, в 2024 году выросла на 10—15% благодаря искусственному интеллекту. Об этом говорится в большом отчете Microsoft о будущем работы. Несмотря на формат взаимодействия с ИИ, близкий к человеческому, аналитики констатируют, что различные подсказки и интерактивные инструменты значительно улучшают точность и удобство во время работы с языковым агентом. В Microsoft также уверены, что искусственный интеллект способен ускорять обучение сотрудников и поддерживать их критическое мышление, но непрерывное использование ИИ ведет к деградации навыков у человека. Культурный контекст требует большего внимания от разработчиков ИИ, так как сервисы должны больше учитывать локальные особенности для более эффективного внедрения на различных рынках. В Microsoft также отмечают, что доверие к искусственному интеллекту у пользователя сильно зависит от пользовательского опыта. А правильная подача информации может способствовать снижению чрезмерной зависимости от ИИ.
Междисциплинарный подход к ИИ
В разработке генеративного ИИ, который стал настоящим прорывом последних двух лет и уже затронул множество жизней по всему миру, должны участвовать эксперты с разным опытом. Об этом заявил профессор компьютерных наук Стэнфордского университета Джеймс Ландей в подкасте At the Edge от McKinsey. По его словам, Стэнфорд использует междисциплинарный подход к ИИ и объединяет технические, гуманитарные и социальные науки, чтобы разрабатывать более сбалансированные и безопасные системы. Чтобы адаптироваться к изменениям, вызванным искусственным интеллектом, нужно адаптировать и образование, считает Ландей: например, интегрировать этические нормы по использованию ИИ в учебные программы и персонализировать обучение.