Идеи для лидера: проблемы меритократии и потеря авторитета | Большие Идеи

? Тренды

Идеи для лидера: проблемы меритократии и
потеря авторитета

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю — по версии редакции «Больших идей».

Автор: Никита Щуренков

Идеи для лидера: проблемы меритократии и потеря авторитета
Фото: Appfolio

читайте также

Нехорошее наследство: как трудоустроиться сотруднику оскандалившейся компании

Борис Гройсберг

Мал да удал

Шесть советов тем, кто плачет на работе

Мелоди Уилдинг

Корпоративные оздоровительные программы плохо влияют на наше здоровье

Скотт Беринато

Эмоциональная осведомленность лидера и его умение концентрировать внимание команды — критически важный фактор, помогающий работать в условиях неопределенности и брать на себя смелость экспериментировать. Доцент кафедры предпринимательства и инноваций HEC Montreal Монреаля Жан-Франсуа Харви и доцент кафедры менеджмента Школы бизнеса Фокса при Университете Темпл Рави С. Кудесия в колонке для MIT Sloan Management Review делятся результатами исследования о том, что менеджеры с высоким уровнем самосознания и эмоционального контроля лучше других способны управлять командами в периоды изменений.

Если руководитель сохраняет эмоциональное равновесие и ясно осознает свои реакции, он становится ориентиром для команды, снижает уровень страха и помогает адаптироваться. Ученые констатируют, что именно от уровня саморефлексии и эмоциональной зрелости лидера зависит, будет ли команда саботировать перемены или двигаться вперед.

Проблема меритократии

Принцип меритократии — один из лучших способов собрать команду из сильных профессионалов, однако у него есть существенный изъян: отобранные люди со временем начинают ощущать себя аристократией, рассуждает партнер «Экопси» Павел Безручко. Меритократия — это подход, при котором назначение людей происходит благодаря их заслугам и деловым качествам, а не по принципу личной лояльности, выслуге лет или родственным связям. Проблема этого подхода в том, что топ-менеджеры перестают служить делу и направляют усилия на сохранение и приумножение собственной власти. Безручко предлагает три защитных механизма, которые помогут системе не превратиться в закрытую касту. Первое — принудительные ротации: срок работы на одной должности ограничен, после него — либо новый проект, либо прощание. Второе — принцип «расти или уходи», где застой в развитии — повод уступить место более способным. И третье — настоящая подотчетность, где оценки дают не друзья и пиар, а независимые органы, и ни у кого нет иммунитета.

Как потерять авторитет

Профессор Школы управления «Сколково» Алексей Улановский совместно с профессором IMD Джеком Вудом собрали поведенческие шаблоны, подрывающие лидерство. Стремление доминировать в группе позволяет человеку завладеть ситуацией на начальном этапе, но плохо работает при долгосрочной стратегии. Противоположным феноменом эксперты называют паралич действий — состояние растерянности и неспособности прояснить суть. Другой паттерн — фокус на себе, а не на команде. Если лидер замыкается на своих интересах, уверен в своей правоте и не готов к обсуждению или контакту с командой — он склонен к нарциссизму и безразличен к чувствам и мыслям других. Отказ от лидерства и ситуации, когда руководитель берет на себя ответственность, а потом бросает ее, также негативно влияют на отношения в группе. Важными критериями Улановский называет и неумение справиться с тревогой, а также жалобы на внешние факторы и отсутствие результатов.

Вопрос гендера и рисков

Компании с женщинами-СЕО менее подвержены глобальным рыночным потрясениям, а их акции более устойчивы. Доцент кафедры финансов Университета Святого Иосифа Джоанн Го проанализировала компании из списка S&P 100 и обнаружила, что организации с генеральными директорами-женщинами имеют на 4,7% ниже рыночный бета-коэффициент. При этом прибыльность компании усиливает и эффект снижения риска при женском руководстве. То есть прибыльные компании под женским управлением становятся особенно «устойчивыми» к колебаниям рынка. Эти результаты свидетельствуют о том, что пол генерального директора влияет скорее на глобальные риски, чем на общую волатильность, что отражается на оценке инвесторов.

Мотивация в малом бизнесе

Российские HR-директора отмечают три главные кадровые проблемы: дефицит квалифицированных кадров, низкую вовлеченность и высокую текучесть персонала. Директор проектов «Экопси» Сергей Смоленцев отмечает, что особенно не хватает рабочих и технических специалистов: люди старшего поколения уходят на пенсию, а молодежь не хочет идти работать на производство. Малому бизнесу еще сложнее привлекать и удерживать сотрудников, так как у него нет системы нематериальной мотивации, отсутствуют понятные возможности для карьерного роста и нет доступа к технологиям. Эксперт «Экопси» предлагает формулу успеха: «Люди есть x Люди умеют x Люди хотят / Организационные барьеры». Решения включают усиление HR-бренда и нематериальной мотивации, оценку компетенций (даже простыми тестами), гибкий пересмотр зарплат и устранение лишних бюрократических препятствий. Среди эффективных немонетарных инструментов — четкие цели, амбициозные задачи, регулярная обратная связь, поддерживающий менеджмент и культура признания заслуг.

Маркетинг и маркетплейсы

Розничные онлайн-продавцы, такие как Amazon или Instacart, повышают прозрачность рекламных кампаний на своих площадках, но каждый из них использует показатель формулы рентабельности инвестиций в рекламу (ROAS) в собственной интерпретации. И различия одной и той же оценки на разных платформах могут достигать 63%. Ученые из Kellogg выяснили, что за формулой ROAS скрываются десятки допущений: кого считать покупателем, что именно считать триггером, учитывать ли покупки от гостей и т.д. Эксперты считают, что при запуске кампании на нескольких платформах нельзя сравнивать их ROAS без выравнивания методологии. Они предлагают задавать площадкам неудобные вопросы и требовать от них четкую методику: что именно платформа считает продажей, как учитываются непрямые продажи.

Теневое использование ИИ

В то время как официальное внедрение искусственного интеллекта в американских компаниях замедляется, незаметно начинает процветать «теневая экономика ИИ» — использование сотрудниками персональных инструментов для повседневной работы. Об этом говорится в масштабном отчете MIT «Состояние ИИ в бизнесе в 2025 году», где ученые выявили резкий раскол в сфере искусственного интеллекта. Несмотря на миллиардные инвестиции в технологии GenAI, лишь 5% компаний получают нужный им результат. В подавляющем большинстве в отчетах о прибылях и убытках компании заявляют об отсутствии влияния инвестиций в ИИ на рабочий процесс. При этом более 90% сотрудников, как выяснили исследователи MIT, пользуются личными аккаунтами ChatGPT, Claude и Co: люди автоматизируют задачи каждый день, адаптируют инструменты под себя и обходят корпоративную бюрократию. Другая сторона теневого использования ИИ — петля обратной связи. По мере того как люди осваивают персональные инструменты ИИ, они становятся менее терпимыми к статичным корпоративным инструментам.