«Идеи для лидера»: недоверие к СЕО, споры с сотрудниками и HR-тренды 2025 года | Большие Идеи

? Тренды

«Идеи для лидера»: недоверие к СЕО, споры с сотрудниками и HR-тренды
2025 года

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: недоверие к СЕО, споры с сотрудниками и HR-тренды  2025 года
Фото: Alliaz

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Как определить лидера по мочке уха

Йейтс Ровена,  Мартин Робин,  Сениор Карл,  Уэст Майкл

«20 лет крутых поворотов научили нас изобретать себя заново»

Райан Смит

Навыки, которые помогут вам сменить профессию

Кристофер Боу

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Стратегия в условиях пересеченной местности

Большинство менеджеров выбирают один из четырех путей в отношении стратегии, каждый из которых ведет к провалу: не думают о ней вовсе, следуют за большинством, дробят задачи на части (и подменяют стратегию планированием) или парализуют себя бесконечным анализом ситуации. Бывший декан Школы менеджмента Ротмана, консультант генеральных директоров и автор книги A New Way to Think Роджер Мартин в своем Medium рассуждает о том, почему современный бизнес все меньше прибегает к использованию стратегии. Он считает, что топ-менеджеры сегодня применяют алгоритмы, подходящие только для простой среды, работающей по понятным правилам, в то время как бизнес — это территория с множеством неизвестных. Для иллюстрации этой мысли Мартин сравнивает гору Килиманджаро в Танзании, чей гладкий ландшафт позволяет совершить восхождение по простым правилам, с одной стороны, и Гималайские горы в Непале — с другой. Там из-за рваного ландшафта нужно уметь ориентироваться среди множества высот, и даже один неверный выбор приведет к исчерпанию ресурсов, таких как вода, еда и силы. Такие условия требует от человека развитой интуиции и адаптивности, но не знания алгоритмов, констатирует эксперт.

Ценность споров с лидером

Корпоративные скандалы часто возникают из-за того, что сотрудники боятся делиться своими опасениями с руководителями, — к такому выводу пришла группа исследователей из бизнес-школы Имперского колледжа в Лондоне. Они провели 43 специальные встречи, во время которых лидеры осознанно защищали заведомо слабые идеи перед своими командами, чтобы проверить их реакцию. Последствия такого молчания часто бывают катастрофическими. Например, с этим столкнулся совет директоров Credit Suisse, заказавший независимый отчет, чтобы выявить причины понесенных банком убытков в размере $5,5 млрд после краха Archegos Capital Management. Так, они выяснили, что потеря денег отчасти связана с нежеланием сотрудников спорить с руководством, даже несмотря на то, что риски становились все более очевидными. Но, констатируют аналитики, многие топ-менеджеры часто не понимают, как разговорить своих сотрудников, так как большинство советов на эту тему слишком абстрактны.

Совет директоров против СЕО

Почти 30% членов совета директоров сомневаются в способности СЕО справляться с кризисами, а 26% СЕО не доверяют совету директоров, следует из данных глобального отчета, проведенного INSEAD, Heidrick & Struggles и BCG. В ходе исследования они опросили 444 директора и руководителя по всему миру. Исследователи также выяснили, что половина респондентов сомневаются в том, что их компании смогут вовремя распознать новые риски и трансформировать их в конкурентное преимущество. Кроме того, говорится в отчете, около 77% директоров уверены, что их компании обязаны заниматься общественными проблемами, и только 54% настаивают на том, что бизнес-цели должны оставаться приоритетными.

«Морские котики» Airbnb

Чтобы управлять большим бизнесом и сохранять вовлеченность, лидер должен думать о команде, как о большом флоте, а о своих топ-менеджерах, как об подразделении «морских котиков» (элитное подразделение ВМС США, предназначенное для разведки и проведения специальных мероприятий), каждый из которых является экспертом в своей области. Управляя такими людьми, руководителю не нужно быть в курсе всех деталей, но важно оставаться рядом с ними, — такого принципа старается придерживаться директор по развитию бизнеса Airbnb Дэйв Стивенсон, об этом он рассказал в интервью Big Think. Топ-менеджер также считает, что для руководителя важно сохранять баланс между краткосрочными и долгосрочными целями и не заниматься микроменеджментом, чтобы компания оставалась эффективной.

Кризис удаленщиков

Число удаленных рабочих мест в США к концу 2024 года сократилось вдвое, среди основных причин возвращения людей в офисы каждая четвертая компания называет желание сформировать сильную корпоративную культуру и наладить общение между работниками, пишет Fortune со ссылкой на исследование BetterUp. И хотя исследователи приводят данные о том, что живое общение, в отличие от виртуального, действительно повышает удовлетворенность жизнью и укрепляет социальные связи, люди оказались не готовы к такому требованию. Исследователи констатируют, что у сотрудников, которых вынуждают вернуться в офис, растет уровень стресса, падают вовлеченность и продуктивность, а многие и вовсе планируют уволиться. Желание сменить работу отчасти обусловлено и возросшими издержками, кроме времени на дорогу, возвращение в офис стоит человеку в среднем $561 в месяц, которые уходят на оплату транспортных расходов и на дополнительный уход за детьми и домашними животными.

HR-тренды 2025 года

Порядка 65% сотрудников чувствуют, что уже слишком долго находятся в одной и той же роли, особенно ярко эта тенденция выражена, когда речь идет о технологическом секторе (78%), а женщины чаще сталкиваются с этой проблемой, чем мужчины (68% против 62%). Об этом пишет Glassdoor в своем исследовании ключевых карьерных трендов в будущем году. Среди других заметных изменений: почти 20% сотрудников, которые сменили работу в 2024 году, столкнулись с понижением зарплаты. Особенно от этого страдают менеджеры — почти треть из них теряют в доходах при переходе на новую работу. В 2025 году порядка 10% всех руководящих должностей впервые займут представители поколения Z. И хотя их стиль управления схож с другими поколениями, Gen Z обращают особое внимание на эмпатию, благополучие и баланс в рабочей среде. Еще одним важным трендом в Glassdoor называют расцветающую культуру подработок: почти 40% сотрудников имеют дополнительные подработки, а поколение Z и миллениалы наиболее активно включаются в предпринимательство и самозанятость, в том числе за счет заработка через соцсети.

IT-работодатель года

«Авиасейлс», Positive Technologies, «Авито», «Лаборатория Касперского» и 2ГИС вошли в пятерку лучших HR-брендов IT-сферы в ежегодном рейтинге «Хабра» и «Экопси». Всего в списке 128 компаний, на последних местах — «Росгосстрах», «Почта Банк» и «Почта России» соответственно. Чтобы составить рейтинг, исследователи опросили 34 000 человек, работающих в 670 российских компаниях со штатом IT-специалистов не менее 50 человек. А 90% респондентов имеют квалификацию не ниже среднего уровня. По данным исследователей, в этом году в рейтинге участвовало на 33 компании больше, что говорит об увеличении конкуренции среди организаций на IT-рынке.