«Идеи для лидера»: СЕО Airbnb о вовлеченности в детали, уроки переговорщика и вредные привычки руководителя | Большие Идеи

? Тренды

«Идеи для лидера»: СЕО Airbnb о вовлеченности в детали, уроки переговорщика и вредные
привычки руководителя

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: СЕО Airbnb о вовлеченности в детали, уроки переговорщика и вредные привычки руководителя
Фото: Audemar

читайте также

Носители ноу-хау

Новая нефть: кто сможет выжить в эру искусственного интеллекта

Ави Голдфарб,  Аджай Агравал,  Джошуа Ганс

Хотите победить или не проиграть?

Хайди Грант,  Хиггинс Тори

Как рынку прямых инвестиций пережить кризис среднего возраста

Карим Хайралла,  Франсуа Манн Квиричи

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Плохие привычки топ-менеджера

Привычка лично погружаться в процесс и постоянно контролировать все, что входит в зону ответственности менеджера, хороша на начальном этапе карьеры, однако при переходе на уровень среднего менеджмента она станет проблемой, а на уровне топ-менеджера — катастрофой, пишет в своем Telegram-канале партнер «Экопси» Павел Безручко. Топ-менеджер должен отслеживать уровень людей при найме, но речь идет не о самом рабочем процессе, а о том, что уже при постановке задач и делегирировании следует договариваться, как будет выглядеть конечный результат и о контрольных точках, отмечает эксперт. Для сложных задач, считает консультант, руководитель должен озаботиться созданием правильных методик, которыми будут пользоваться исполнители. «Если ты нанял в команду или для выполнения проекта человека с нужными навыками и мотивацией — потребность в оперативном контроле резко снижается, а на самом деле — приходит в норму. А с людьми, чей процесс работы нуждается в постоянном контроле — лучше расстаться, а не развивать их», — убежден Безручко.

Вовлеченность в детали

Успешная работа организации требует вовлечения лидера, а абсолютная автономия сотрудников, о которой сегодня много говорят, — миф, заявил сооснователь и гендиректор Airbnb Брайан Чески в интервью Fortune. В самом начале пути, в период активного роста Airbnb, Чески слишком сильно полагался на профессиональных топ-менеджеров и отдалился от дел. В результате в 2016 году компания оказалась в глубоком кризисе. По словам предпринимателя, тогда он осознал, что СЕО не рождаются — этому придется учиться. Моментом истины для Airbnb стал период пандемии, когда выручка компании упала на 80%. Чески сравнивает произошедшее с резким нажатием тормоза в автомобиле, который несется на скорости более 150 км/ч. В этот момент он решил восстановить контроль над компанией и выбрал стратегию полного погружения в ее операционную работу. «Я сказал, что это будет наш решающий момент… Мы станем по-настоящему компактной, элитной организацией, где не только я, но мы все будем вникать в каждую мелочь», — рассказал Чески.

Роль людей в трансформации бизнеса

Во время кризисов российские топ-менеджеры показывают высокую адаптивность и эффективность, однако специалисты среднего звена, играющие ключевую роль в период трансформации, сталкиваются с перегрузками и последующим снижением показателей после пиковой нагрузки. К такому выводу пришли исследователи консалтинговой компании RosExpert, которые с 2017 по 2023 год опросили более 4,5 тысячи человек из числа руководителей разного уровня и специалистов. По мнению аналитиков, сотрудники с высоким потенциалом нужны на всех уровнях управления, особенно в период кризиса и изменений, когда важны такие опции, как глубокое понимание современных технологий и умение преодолевать сопротивление других к переменам. Текущий высокий темп изменений и сложная деловая среда требуют от лидеров и их сотрудников необычайной гибкости и скорости реакции, что возможно только при вовлечении персонала на всех уровнях в процесс трансформации.

Мотивация рассредоточенной команды

Вовлеченность сотрудника напрямую связана с его готовностью прилагать дополнительные усилия в работе, что критически влияет на производительность на всех уровнях компании. Об этом пишет поведенческий экономист Джордан Бирнбаум в своей колонке для MIT Sloan Management Review. По его оценке, даже крупные инвестиции редко позволяют повысить вовлеченность на рабочем месте выше 36%. Эксперт объясняет это тем, что, по данным Института Гэллапа, 10 из 12 основных факторов, влияющих на желание человека работать, касаются межличностных отношений. И крепкие связи внутри команды — основа успеха в этом. Но поддерживать отношения в мире, когда команда физически рассредоточена, стало гораздо сложнее, отмечает автор. И так как 70% мотивации сотрудников обусловлены их отношениями с начальством, Бирнбаум рекомендует руководителям использовать референтную власть, основанную на уважении и авторитете. Именно она стимулирует мощную внутреннюю мотивацию сотрудников, поясняет автор.

Удаленка — за или против

Возвращение сотрудников крупных компаний, таких как Amazon или Dell, в офисы может вызвать не тот эффект, на который рассчитывают СЕО этих организаций. В обзоре MIT Sloan Management Review исполнительный консультант Брайан Эллиотт со ссылкой на последние исследования говорит о том, что производительность и финансовые показатели компаний не растут после массового возвращения людей в офисы. Данные MIT SMR, наоборот, показывают, что гибридный формат работы позволяет удерживать таланты и улучшать взаимодействие в команде. В компаниях, которые делают ставку на гибкость, выручка растет быстрее, чем в организациях с авторитарным стилем управления, продолжает эксперт. Квалифицированные специалисты воспринимают мандат на возвращение в офис как признак недоверия, это подрывает их моральных дух и снижает эффективность, и Amazon из-за своего решения рискует потерять лучших сотрудников, уверен Эллиот.

Как стать успешным переговорщиком

Французская бизнес-школа INSEAD выложила в открытый доступ курс по обучению переговорам и управлению конфликтами. Проект, включающий в себя 19 различных кейсов, был отмечен наградой Silver MBA 2018 года. В него входят подробные планы занятий, презентации с лекций, различные упражнения и данные релевантных исследований. Программа была создана ради популяризации знаний о переговорах и для того, чтобы сделать образование более доступным, чтобы сократить социальное и экономическое неравенство, отмечают его авторы. «Эти материалы — результат многолетней работы Мартина Швайнсберга из ESMT и направлены на разработку более гармоничного будущего», — говорится в заявлении INSEAD.

Образование для предпринимателя

Для того чтобы построить успешный бизнес, важно фундаментальное образование, считает сооснователь AmoCRM Михаил Токовинин. На своем YouTube-канале он рассуждает о том, что высшее образование по фундаментальным специальностям, например, в области юриспруденции, дает гораздо больше ценной информации предпринимателю, чем узкоспециализированные программы, такие как предпринимательство или бизнес-управление. Он также считает, что в крупной корпорации человек может научиться управлять проектами, людьми и компаниями, особенно если попадется опытный руководитель, который сыграет роль наставника. Наемная работа, продолжает Токовинин, более стабильна на короткой дистанции, ведь, в отличие от доходов от экспериментов с бизнесом, зарплата обычно приходит вовремя. С другой стороны, на таком карьерном пути есть свои опасности: например, отсутствие карьерного роста или крах компании.

Дилемма M&A

В мире ежегодно совершается до 5000 сделок по слияниям и поглощениям общей стоимостью $2 трлн, но около 75% из них так и не достигают заявленной на старте цели, пишет в материале для Fortune почетный профессор Школы бизнеса имени Стерна при Нью-Йоркском университете Барух Лев. Он проанализировал 40 000 сделок по всему миру за последние 40 лет и пришел к выводу, что причинами провалов зачастую являются слишком амбициозные цели, отсутствие синергии между объединяемыми бизнесами и системы мотивации топ-менеджмента, которые получают бонусы за сделки, но не за их последующий успех. Профессор уверен, что цель приобретения должна быть тщательно обоснована, в ином случае M&A приведет только к убыткам.