
читайте также
Избыточная бюрократия, выгорание, кризис доверия и неопределенность — проблемы, с которыми сталкивается современный лидер. Исследования показывают: строгая иерархия может негативно влиять на здоровье сотрудников, а культура «будь собой» для лидера работает только тогда, когда группа готова это принять.
Исследования и материалы, вошедшие в дайджест «Идеи для лидера» на этой неделе, показывают, что выгорание становится нормой в 2025 году, даже среди самых лояльных сотрудников. В подборку вошли свежие исследования, опубликованные на научных платформах и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), а также увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Бюрократия и здоровье
Бюрократия не просто душит инициативу — она негативно влияет на здоровье сотрудников. Профессор Университета Умм-аль-Кувейн в Саудовской Аравии Самех Абдельхай со ссылкой на собственное исследование утверждает, что чем строже в организации правила и четче иерархия, тем чаще болеют ее сотрудники. Главным механизмом разрушения ученый называет хроническое эмоциональное выгорание: чрезмерная бюрократия вызывает истощение, которое подрывает здоровье людей. По словам Абдельхая, решением для неповоротливой иерархической структуры могут стать руководители, которые умеют действовать гибко и поддерживающе. Ученый предлагает бороться не только с бюрократией, но и с ее последствиями — давать людям больше автономии, реализовывать программы восстановления и воспитывать лидеров, способных смягчить вред от выгорания.
Аутентичный лидер
Людей, которые ведут себя искренне, чаще считают лидерами в случае, если они при этом воплощают нормы и ценности группы. Профессор Бразильской школы публичного и бизнес-администрирования Филипп Собрал вместе с группой соавторов опубликовал исследование о том, как аутентичность влияет на становление лидера. Оно было проведено на базе эксперимента и полевого исследования, во время которого аналитики изучали социальные сети курсантов Бразильской академии ВВС. Ученые пришли к выводу, что лидерами становятся не те, кто соответствует идеальному профилю по шкале «харизма — интеллект — доминирование», а те, кого группа считает таковыми. То есть лидерство — это ярлык, а не личная заслуга человека. Эффект аутентичности при этом работает через общие ценности: когда поведение человека совпадает с представлением о поведении лидера в группе — он получает одобрение. Если же человек при этом воспринимается группой как «один из нас» — его аутентичность конвертируется в доверие и влияние, если нет — даже искренность может восприниматься как упрямство, опасность или угроза общности. Ученые констатируют, что при развитии лидерских качеств важно не просто поощрять аутентичное поведение, но и сочетать его с культурными и коллективными нормами в конкретной группе.
Лидерство по Мариотту
Технологии и искусственный интеллект призваны улучшить опыт, а не заменить работу людей, считает председатель совета директоров Marriott International Дэвид С. Мариотт. По его мнению, в мире, где неопределенность — единственная постоянная переменная, лидер должен оставаться последовательным. Например, придерживаться своих ценностей, стандартов и единого подхода к работе. Мариотт начал свою карьеру в Marriott International с должности посудомойщика в возрасте 15 лет, затем он работал в сфере общественного питания, убирал номера и стоял за стойкой администратора. По его словам, этот опыт помогал ему мыслить шире уже после того, как он стал руководителем. Одним из важных качеств для топ-менеджера он называет приоритизацию: выбираешь главное — двигаешь компанию к цели быстрее. Хорошим лидером Мариотт назвал не просто управленца, но и человека, умеющего слушать, выбирать главное и строить бизнес на доверии и живом контакте.
Выгорание и культура выживания
Сообщения о выгорании в отзывах на площадке анонимных отзывов Glassdoor достигли исторического пика — на 50% выше, чем до пандемии. Среди основных причин пользователи называют практически все аспекты взаимодействия с компанией — зарплату, плохой баланс между работой и личной жизнью, действия топ-менеджмента и корпоративную культуру. В Glassdoor предупреждают, что даже довольные своей компанией сотрудники, которые поставили ей высшую оценку, но пишут о выгорании, с высокой вероятностью уволятся в течение ближайшего года. Аналитики уверены, что выгорание — следствие «культуры выживания», процветающей во многих корпорациях, где границы размыты, переработки нормализованы, а благодарность — в дефиците. В Glassdoor советуют корпорациям заниматься первопричиной — корпоративной культурой, где невыгоревшие сотрудники считаются ленивыми, а их границы постоянно нарушаются.
Лидерство в хаосе
Около трети лидеров признаются, что бывают парализованы в моменты сильной неопределенности, а примерно 40% — избегают любых решений. Автор MIT Sloan Management Review Уильям Рид пишет, что компаниям нужно заранее готовиться к политическим и рыночным потрясениям — диверсифицировать цепочки поставок, повышать ликвидность и проектировать бизнес по принципу конструктора.
Рид призывает для этого обучать команды исследовательскому мышлению и не бояться строить гипотезы. Он называет неудобство постоянной переменной для современного лидера и рекомендует сосредоточить усилия команды на среднесрочных целях. Ведь, заглядывая вперед даже на три месяца, можно сформировать у своих подчиненных нужное для продуктивной работы чувство стабильности. Еще один инструмент для создания рабочей обстановки в кризисные периоды — умение говорить от имени команды, используя местоимения «мы» или «нас», а также честность с сотрудниками.
Трансформация поискового запроса
Порядка 80% представителей поколения Z используют Google для совершения покупок в интернете, включая поиск, формирование идеи, исследование и саму покупку. Президент Google по Европе, Ближнему Востоку и Африке (EMEA) Дебби Вайшнтейн рассуждает, как искусственный интеллект трансформирует подход пользователей к поиску в интернете и какую выгоду из этого могут извлечь компании. Она называет новой нормой визуальный поиск, который в несколько кликов может привести пользователя к покупке — каждый четвертый запрос через Google Lens уже связан с коммерцией. В течение дня среднестатистический пользователь сталкивается более чем со 130 точками контакта на мобильном устройстве — уведомлениями, баннерами, соцсетями и приложениями. При таких вводных ручные маркетинговые кампании не способны отследить путь каждого пользователя, в отличие от алгоритмов. Те компании, которые внедрили ИИ, растут на 60% быстрее и вдвое быстрее адаптируются к рынку.