Идеи для лидера: культура выживания и связь между иерархией и здоровьем | Большие Идеи

? Тренды

Идеи для лидера: культура выживания и связь между иерархией
и здоровьем

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю — по версии редакции «Больших идей».

Автор: Никита Щуренков

Идеи для лидера: культура выживания и связь между иерархией и здоровьем
Фото: Havas

читайте также

Украинский кризис: стратегия больше не игра в шахматы

Грег Сателл

Переосмыслить неудачу

Годин Сет

Как блокчейн может спасти от фейков

Амелия Леопольд,  Кэтрин Харрисон

Харизма как навык

Антонакис Джон,  Лихти Сью,  Фенли Марика

Избыточная бюрократия, выгорание, кризис доверия и неопределенность — проблемы, с которыми сталкивается современный лидер. Исследования показывают: строгая иерархия может негативно влиять на здоровье сотрудников, а культура «будь собой» для лидера работает только тогда, когда группа готова это принять.

Исследования и материалы, вошедшие в дайджест «Идеи для лидера» на этой неделе, показывают, что выгорание становится нормой в 2025 году, даже среди самых лояльных сотрудников. В подборку вошли свежие исследования, опубликованные на научных платформах и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), а также увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Бюрократия и здоровье

Бюрократия не просто душит инициативу — она негативно влияет на здоровье сотрудников. Профессор Университета Умм-аль-Кувейн в Саудовской Аравии Самех Абдельхай со ссылкой на собственное исследование утверждает, что чем строже в организации правила и четче иерархия, тем чаще болеют ее сотрудники. Главным механизмом разрушения ученый называет хроническое эмоциональное выгорание: чрезмерная бюрократия вызывает истощение, которое подрывает здоровье людей. По словам Абдельхая, решением для неповоротливой иерархической структуры могут стать руководители, которые умеют действовать гибко и поддерживающе. Ученый предлагает бороться не только с бюрократией, но и с ее последствиями — давать людям больше автономии, реализовывать программы восстановления и воспитывать лидеров, способных смягчить вред от выгорания.

Аутентичный лидер

Людей, которые ведут себя искренне, чаще считают лидерами в случае, если они при этом воплощают нормы и ценности группы. Профессор Бразильской школы публичного и бизнес-администрирования Филипп Собрал вместе с группой соавторов опубликовал исследование о том, как аутентичность влияет на становление лидера. Оно было проведено на базе эксперимента и полевого исследования, во время которого аналитики изучали социальные сети курсантов Бразильской академии ВВС. Ученые пришли к выводу, что лидерами становятся не те, кто соответствует идеальному профилю по шкале «харизма — интеллект — доминирование», а те, кого группа считает таковыми. То есть лидерство — это ярлык, а не личная заслуга человека. Эффект аутентичности при этом работает через общие ценности: когда поведение человека совпадает с представлением о поведении лидера в группе — он получает одобрение. Если же человек при этом воспринимается группой как «один из нас» — его аутентичность конвертируется в доверие и влияние, если нет — даже искренность может восприниматься как упрямство, опасность или угроза общности. Ученые констатируют, что при развитии лидерских качеств важно не просто поощрять аутентичное поведение, но и сочетать его с культурными и коллективными нормами в конкретной группе.

Лидерство по Мариотту

Технологии и искусственный интеллект призваны улучшить опыт, а не заменить работу людей, считает председатель совета директоров Marriott International Дэвид С. Мариотт. По его мнению, в мире, где неопределенность — единственная постоянная переменная, лидер должен оставаться последовательным. Например, придерживаться своих ценностей, стандартов и единого подхода к работе. Мариотт начал свою карьеру в Marriott International с должности посудомойщика в возрасте 15 лет, затем он работал в сфере общественного питания, убирал номера и стоял за стойкой администратора. По его словам, этот опыт помогал ему мыслить шире уже после того, как он стал руководителем. Одним из важных качеств для топ-менеджера он называет приоритизацию: выбираешь главное — двигаешь компанию к цели быстрее. Хорошим лидером Мариотт назвал не просто управленца, но и человека, умеющего слушать, выбирать главное и строить бизнес на доверии и живом контакте.

Выгорание и культура выживания

Сообщения о выгорании в отзывах на площадке анонимных отзывов Glassdoor достигли исторического пика — на 50% выше, чем до пандемии. Среди основных причин пользователи называют практически все аспекты взаимодействия с компанией — зарплату, плохой баланс между работой и личной жизнью, действия топ-менеджмента и корпоративную культуру. В Glassdoor предупреждают, что даже довольные своей компанией сотрудники, которые поставили ей высшую оценку, но пишут о выгорании, с высокой вероятностью уволятся в течение ближайшего года. Аналитики уверены, что выгорание — следствие «культуры выживания», процветающей во многих корпорациях, где границы размыты, переработки нормализованы, а благодарность — в дефиците. В Glassdoor советуют корпорациям заниматься первопричиной — корпоративной культурой, где невыгоревшие сотрудники считаются ленивыми, а их границы постоянно нарушаются.

Лидерство в хаосе

Около трети лидеров признаются, что бывают парализованы в моменты сильной неопределенности, а примерно 40% — избегают любых решений. Автор MIT Sloan Management Review Уильям Рид пишет, что компаниям нужно заранее готовиться к политическим и рыночным потрясениям — диверсифицировать цепочки поставок, повышать ликвидность и проектировать бизнес по принципу конструктора.

Рид призывает для этого обучать команды исследовательскому мышлению и не бояться строить гипотезы. Он называет неудобство постоянной переменной для современного лидера и рекомендует сосредоточить усилия команды на среднесрочных целях. Ведь, заглядывая вперед даже на три месяца, можно сформировать у своих подчиненных нужное для продуктивной работы чувство стабильности. Еще один инструмент для создания рабочей обстановки в кризисные периоды — умение говорить от имени команды, используя местоимения «мы» или «нас», а также честность с сотрудниками.

Трансформация поискового запроса

Порядка 80% представителей поколения Z используют Google для совершения покупок в интернете, включая поиск, формирование идеи, исследование и саму покупку. Президент Google по Европе, Ближнему Востоку и Африке (EMEA) Дебби Вайшнтейн рассуждает, как искусственный интеллект трансформирует подход пользователей к поиску в интернете и какую выгоду из этого могут извлечь компании. Она называет новой нормой визуальный поиск, который в несколько кликов может привести пользователя к покупке — каждый четвертый запрос через Google Lens уже связан с коммерцией. В течение дня среднестатистический пользователь сталкивается более чем со 130 точками контакта на мобильном устройстве — уведомлениями, баннерами, соцсетями и приложениями. При таких вводных ручные маркетинговые кампании не способны отследить путь каждого пользователя, в отличие от алгоритмов. Те компании, которые внедрили ИИ, растут на 60% быстрее и вдвое быстрее адаптируются к рынку.