читайте также
Редакция «Больших идей» продолжает публиковать еженедельный дайджест «Идеи для лидера». В нем собраны самые актуальные события последних дней: свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Жизнь СЕО
Компания Spencer & Stuart опубликовала отрывок книги Клавдия Хильдебранда и Роберта Старка «Жизненный цикл генерального директора». Авторы пишут, что большинство СЕО в начале карьеры имели серьезные недостатки, избавиться от которых им помогла упорная работа. Первый год с новым гендиректором — самый динамичный для компании, в этот период обычно она растет на 10% быстрее рынка. Это происходит из-за общего оптимизма и решений нового СЕО, легких в реализации и приводящих к быстрым результатам. На второй год работы наступает этап калибровки, 73% СЕО показывают более низкие результаты и только на третий год лидер начинает видеть, к чему приводят его самые первые решения. Этот период — время крупных инициатив и роста, когда доверие к руководителю усиливается. Впрочем, к концу третьего года около 25% генеральных директоров покидают эту должность, а к концу четвертого — 50%.
Как создать «единорога»
Профессор Стэнфордской школы бизнеса Илья Стребулаев в своем LinkedIn (заблокирован в РФ) опубликовал результаты исследования, основанного на анализе 2507 американских компаний-«единорогов», о профессиональном опыте основателей. 22% фаундеров, чьи стартапы получили оценку $1 млрд и выше, были серийными предпринимателями, еще 20% — топ-менеджерами, покинувшими должности вице-президента или СЕО ради собственного проекта. Порядка 10% работали генеральными директорами в других компаниях, еще 9% — занимали должность СТО. Стребулаев выделяет и другие заметные роли — например, 13% основателей «единорогов» ранее были техническими работниками низшего и среднего звена: инженерами-программистами, разработчиками или аналитиками. Еще 7% — когда-то были менеджерами и 4% — были членами совета директоров.
Сложные отношения
Руководитель центра по лидерству и этике в Университете Дьюка, коуч Саньин Сян, в подкасте для MIT Sloan Management Review говорит о том, как лидеру улучшить напряженные отношения с коллегой. Справиться с конфликтом можно только восстановив доверие, и это первый шаг к решению проблемы. Сян предлагает начать с себя и представить, как должна выглядеть идеальная рабочая связь с этим человеком. После этого важно прояснить намерения коллеги — например, с помощью открытых вопросов: «Что ты имел в виду, когда сказал это Х?» Ведущая подкаста советует найти что-то ценное в работе коллеги и сообщить ему об этом, ведь регулярная и искренняя обратная связь укрепляет доверие.
ИИ в маркетинге
Gartner выпустили исследование о том, как современные инструменты маркетинговой аналитики помогают директорам по маркетингу (СМО) доказывать ценность своих команд и связывать их усилия с результатами в бизнесе. Благодаря ИИ СМО теперь может обрабатывать больше источников информации, находить новые сегменты для развития бизнеса и выбирать наилучшие маркетинговые стратегии. В условиях общего снижения расходов на маркетинг команды могут показывать свою эффективность и защищать свои бюджеты с помощью качественной аналитики. Авторы исследования отмечают, что ставка на данные и аналитика могут помочь директору по маркетингу адаптироваться к изменениям и стать успешным на меняющемся рынке.
OpenAI против Open AI
Журналисты Bloomberg выпустили историю Гая Равайна, разработчика из Кремниевой долины, который зарегистрировал домен open.ai в 2015 году и создал компанию Open AI (с пробелом) еще до запуска OpenAI Сэма Альтмана и Грега Брокмана. Гай Равайн утверждает, что идея создать открытый генеративный искусственный интеллект принадлежит ему. Он рассказывал о ней — например, сооснователю Google Ларри Пейджу или ученому Питеру Норвигу. Сооснователь Siri Inc., которую в 2010 году купила Apple, Том Грубер рассказал Bloomberg, что помнит, как Гай предлагал ему вложиться в Open AI за несколько месяцев до появления компании Альтмана. Равайн узнал о возникновении OpenAI из новостей и устроил личную встречу с Грегом Брокманом с предложением объединить усилия. Однако предприниматели тогда не договорились, в 2022 году Сэм Альтман пытался выкупить домен open.ai и права на торговую марку. А спустя год OpenAI подала на Равайна в суд и выиграла дело, забрав и права на торговую марку, и домен.
Сделка с «Нетологией»
«Севергрупп» Алексея Мордашова продала образовательные платформы «Нетология» и «Фоксфорд» корпорации «Сбер», выяснил «Коммерсант». Сумму сделки оценивают в 4—6 млрд рублей. Представитель «Сервергрупп» подтвердил Forbes факт сделки со словами, что образовательные активы, которыми группа владела с 2017 года, были проданы в рамках стратегии с завершением инвестиционного цикла. Собеседник «Коммерсанта» на медиарынке предположил, что «Фоксфорд» и «Нетология» могут быть проданы АО «Новые возможности» — эта компания управляет бывшими медийными активами «Сбера», включая стриминговый сервис «Звук» и онлайн-кинотеатр Okko.
Экосистемный подход
Основатель AmoCRM Михаил Токовинин в своем YouTube-подкасте рассуждает о монополии. Предприниматель считает, что любой бизнес стремится к доминантному положению на рынке и это — нормально. «Как любой организм пытается всех убить и пытается оставить место на этой планете только себе, так же и любой бизнес. Он тоже пытается всех убить и оставить место на рынке только себе», — комментирует Токовинин. Поэтому многие объединяют разные направления своего бизнеса в одну экосистему, обслуживая как можно больше потребностей клиента. Но для этого в развитом обществе есть антимонопольное законодательство, которое в нужный момент должно вмешаться и разделить слишком разросшуюся компанию. Как это произошло в начале ХХ века с американской Standard Oil, принадлежавшей Джону Рокфеллеру.
Сам себе конкурент
Доля «Яндекс Go» в 2024 году достигла 96% на московском рынке такси, пишет РБК со ссылкой на весеннюю презентацию московского департамента транспорта. Еще 3% заказов приходится на сервис Drivee и 1% — на «Ситимобил» и «Максим». Источники издания отмечают, что на конец августа доля заказов была еще выше — до 99%. В феврале этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявляла о претензиях к алгоритму ценообразования сервиса «Яндекс Go». Еще спустя месяц глава ФАС Максим Шаскольский предупредил, что служба скоро начнет проверки компании за нарушение антимонопольного законодательства. О дальнейших проверках не сообщалось, в августе «Яндекс» запустил лоукост-агрегатор такси под брендом «Везет».