«Идеи для лидера»: фреймворк для изменений, плохие коммуникации и госслужба в Китае | Большие Идеи

? Тренды

«Идеи для лидера»: фреймворк для изменений, плохие коммуникации и госслужба
в Китае

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: фреймворк для изменений, плохие коммуникации и госслужба в Китае
Фото: The State Council of the People's Republic of China

читайте также

Что нужно знать о конкуренции в эпоху искусственного интеллекта

Карим Лакхани,  Марко Янсити

Что нужно делать, чтобы роботы не отобрали у вас работу

Стивен Косслин

Управление рисками: новые принципы

Анетт Майкс,  Роберт Каплан

Чем альтруисты отличаются от прочих людей

Николь Торрес

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ и других), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Плата за неэффективность

Плохие внутренние коммуникации приводят к снижению производительности труда, вовлеченности сотрудников и росту издержек на наем персонала. В совокупности это может стоить российскому бизнесу до 8,7 трлн рублей в год. К такому выводу пришли аналитики в совместном исследовании «Сколково» и «Больших идей». В нем приняли участие более 400 представителей российского бизнеса: линейные сотрудники, административно-управленческий персонал, генеральные директора, топ-менеджеры, управляющие партнеры и руководители департаментов, отделов и подразделений. В периоды кризисов и изменений эффективные внутренние коммуникации — ключевой фактор устойчивости. Ведь некорректная передача информации влечет за собой ошибки в оценке задач, принятие неэффективных решений и разрушение устоявшихся процессов.

Фреймворк для внедрения изменений

Вероятность, что компания успешно внедрит изменения, кратно повышается, если эти изменения поддержат заказчики сверху, а видение перемен будет своевременно транслироваться сотрудникам. Об этом пишет управляющий партнер «Экопси» Павел Безручко в своем Telegram-канале со ссылкой на исследование «Экопси», которое посвящено периодам изменений в компаниях и факторам, которые влияли на эти изменения. Оно основано на опросе топ-менеджеров, которые анализировали собственные кейсы провального и успешного процесса внедрения изменений. На основе этих данных Безручко разработал фреймворк, который помогает компаниям повысить шанс на успех проекта. Важно сначала договориться с заказчиком и лидером внедрения изменений о конкретных ролях и их вкладе в процесс. После этого сформировать проектную команду, поставить задачу, проработать видение и бизнес-план и согласовать его с заказчиками. На следующем этапе компания должна транслировать видение проводникам изменения, обычно это линейные руководители, и вовлечь их в поддержку проекта. Следом компания должна рассказать о предстоящих изменениях сотрудникам, сформировать начальную готовность к переменам. Завершающий этап — обучение команды работе по-новому.

Проблема бутылочного горлышка

Узкие места — ситуации, когда производительность всей системы ограничена одним или несколькими элементами — распространенный источник проблем и разочарования в организациях. Например, процесс юридической проверки может сорвать сроки выполнения дорогостоящего контракта, а нехватка вычислительных мощностей — замедлить прогресс нового проекта. В колонке для MIT Sloan Management Review аналитики отмечают, что подобные ограничения всегда ведут к скоплению задач и, как следствие, мешают командам внутри компании работать. По их оценкам, появление узких мест — это всегда следствие одной из двух причин. Такие места либо зависят от результатов других задач, которые не были выполнены, либо речь идет о нехватке ресурсов. Чтобы решить проблему, продолжают аналитики, требуется целостный подход к процессам работы компании и управлению ресурсами.

Ставка на гибкий график работы

Увеличить лояльность сотрудников и повлиять на общую эффективность бизнеса можно с помощью удобных графиков работы, которые соответствуют личным потребностям людей и их обстоятельствам. Об этом говорят профессор школы менеджмента MIT Sloan Дональд Салл и доцент кафедры кадровых исследований Корнелльского университета Александр Ковальски в колонке для MIT Sloan Management Review со ссылкой на собственное исследование. В качестве примера они приводят историю сотрудницы склада Мелани, для которой обязательные сверхурочные и негибкий график создали конфликт между работой и семейной жизнью, несмотря на достойные условия оплаты. По данным Салла и Ковальски, подобные условия труда могут вынуждать сотрудников или их близких жертвовать карьерой ради сохранения баланса в семье. Но гибкость графиков, ориентированная на потребности сотрудников, включая возможность заниматься семейными делами и уход за детьми, повышает удовлетворенность людей и снижает текучесть кадров, констатируют ученые.

Госслужба в Китае

В 2025 году конкуренция за государственные должности в Китае достигнет исторического максимума: 2,5 млн человек будут претендовать на 39 700 мест, или 65 кандидатов на одно место. Об этом сообщает сингапурское издание The Straits Times со ссылкой на данные о том, что в минувшие выходные более 2500 человек сдали многочасовой национальный экзамен на государственную службу. Такой повышенный интерес к госслужбе там объясняют экономическими трудностями после пандемии и высоким уровнем безработицы — по итогам 2024 года он достиг 17% среди молодежи. Самыми востребованными остаются государственные вакансии с гарантиями занятости и хорошими условиями, несмотря на задержки зарплат и урезание ряда льгот в некоторых регионах. Но ухудшающаяся экономическая ситуация, отмечают в The Straits Times, заставляет государство ограничивать рост числа вакансий и искать новые способы поддержки занятости — например, через стимулы и реформы.