«Идеи для лидера»: фреймворк для изменений, плохие коммуникации и госслужба в Китае | Большие Идеи

? Тренды

«Идеи для лидера»: фреймворк для изменений, плохие коммуникации и госслужба
в Китае

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: фреймворк для изменений, плохие коммуникации и госслужба в Китае
Фото: The State Council of the People's Republic of China

читайте также

Задание HBR

Стратегию диктует рынок

Лав Клер,  Ривз Мартин,  Тиллманнс Филипп

Стратегия без самообмана

Роджер Мартин

Что делать, если босс помешан на контроле

Карен Диллон

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ и других), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Плата за неэффективность

Плохие внутренние коммуникации приводят к снижению производительности труда, вовлеченности сотрудников и росту издержек на наем персонала. В совокупности это может стоить российскому бизнесу до 8,7 трлн рублей в год. К такому выводу пришли аналитики в совместном исследовании «Сколково» и «Больших идей». В нем приняли участие более 400 представителей российского бизнеса: линейные сотрудники, административно-управленческий персонал, генеральные директора, топ-менеджеры, управляющие партнеры и руководители департаментов, отделов и подразделений. В периоды кризисов и изменений эффективные внутренние коммуникации — ключевой фактор устойчивости. Ведь некорректная передача информации влечет за собой ошибки в оценке задач, принятие неэффективных решений и разрушение устоявшихся процессов.

Фреймворк для внедрения изменений

Вероятность, что компания успешно внедрит изменения, кратно повышается, если эти изменения поддержат заказчики сверху, а видение перемен будет своевременно транслироваться сотрудникам. Об этом пишет управляющий партнер «Экопси» Павел Безручко в своем Telegram-канале со ссылкой на исследование «Экопси», которое посвящено периодам изменений в компаниях и факторам, которые влияли на эти изменения. Оно основано на опросе топ-менеджеров, которые анализировали собственные кейсы провального и успешного процесса внедрения изменений. На основе этих данных Безручко разработал фреймворк, который помогает компаниям повысить шанс на успех проекта. Важно сначала договориться с заказчиком и лидером внедрения изменений о конкретных ролях и их вкладе в процесс. После этого сформировать проектную команду, поставить задачу, проработать видение и бизнес-план и согласовать его с заказчиками. На следующем этапе компания должна транслировать видение проводникам изменения, обычно это линейные руководители, и вовлечь их в поддержку проекта. Следом компания должна рассказать о предстоящих изменениях сотрудникам, сформировать начальную готовность к переменам. Завершающий этап — обучение команды работе по-новому.

Проблема бутылочного горлышка

Узкие места — ситуации, когда производительность всей системы ограничена одним или несколькими элементами — распространенный источник проблем и разочарования в организациях. Например, процесс юридической проверки может сорвать сроки выполнения дорогостоящего контракта, а нехватка вычислительных мощностей — замедлить прогресс нового проекта. В колонке для MIT Sloan Management Review аналитики отмечают, что подобные ограничения всегда ведут к скоплению задач и, как следствие, мешают командам внутри компании работать. По их оценкам, появление узких мест — это всегда следствие одной из двух причин. Такие места либо зависят от результатов других задач, которые не были выполнены, либо речь идет о нехватке ресурсов. Чтобы решить проблему, продолжают аналитики, требуется целостный подход к процессам работы компании и управлению ресурсами.

Ставка на гибкий график работы

Увеличить лояльность сотрудников и повлиять на общую эффективность бизнеса можно с помощью удобных графиков работы, которые соответствуют личным потребностям людей и их обстоятельствам. Об этом говорят профессор школы менеджмента MIT Sloan Дональд Салл и доцент кафедры кадровых исследований Корнелльского университета Александр Ковальски в колонке для MIT Sloan Management Review со ссылкой на собственное исследование. В качестве примера они приводят историю сотрудницы склада Мелани, для которой обязательные сверхурочные и негибкий график создали конфликт между работой и семейной жизнью, несмотря на достойные условия оплаты. По данным Салла и Ковальски, подобные условия труда могут вынуждать сотрудников или их близких жертвовать карьерой ради сохранения баланса в семье. Но гибкость графиков, ориентированная на потребности сотрудников, включая возможность заниматься семейными делами и уход за детьми, повышает удовлетворенность людей и снижает текучесть кадров, констатируют ученые.

Госслужба в Китае

В 2025 году конкуренция за государственные должности в Китае достигнет исторического максимума: 2,5 млн человек будут претендовать на 39 700 мест, или 65 кандидатов на одно место. Об этом сообщает сингапурское издание The Straits Times со ссылкой на данные о том, что в минувшие выходные более 2500 человек сдали многочасовой национальный экзамен на государственную службу. Такой повышенный интерес к госслужбе там объясняют экономическими трудностями после пандемии и высоким уровнем безработицы — по итогам 2024 года он достиг 17% среди молодежи. Самыми востребованными остаются государственные вакансии с гарантиями занятости и хорошими условиями, несмотря на задержки зарплат и урезание ряда льгот в некоторых регионах. Но ухудшающаяся экономическая ситуация, отмечают в The Straits Times, заставляет государство ограничивать рост числа вакансий и искать новые способы поддержки занятости — например, через стимулы и реформы.