Идеи для лидера: фабрика СЕО, адаптивная бизнес-модель и теория самоопределения | Большие Идеи

? Тренды

Идеи для лидера: фабрика СЕО, адаптивная бизнес-модель и
теория самоопределения

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Идеи для лидера: фабрика СЕО, адаптивная бизнес-модель и теория самоопределения
Фото: No Revisions / Unsplash

читайте также

Четыре совета для работы по правилам GDPR

Эйнат Вайсс

Кто виноват в проблемах GE

Роджер Мартин

Как спастись от кризиса: четыре урока DHL

Кен Аллен

Как превратить знакомства на конференциях в деловые отношения: пошаговая инструкция

Александра Сэмюэль

Многие годы управление бизнесом было построено на двух предпосылках. Во-первых, на том, что генеральный директор должен всегда держать ситуацию под контролем, и во-вторых, что сотрудники будут работать лучше и эффективнее, если их мотивировать внешними или негативными стимулами. Например, бонусами, контролем или угрозами. 

Западные исследователи сегодня подвергают сомнению обе эти идеи: в BCG, например, заявляют о том, что генеральный директор должен заниматься только теми задачами, которые не способен сделать никто, кроме него. А сами СЕО крупнейших компаний, в свою очередь, считают, что их компании не доживут до 2035 года, если не предпримут шагов по радикальному изменению бизнес-модели. По крайней мере такие данные приводят аналитики PwC.

Эти исследования, включенные в еженедельный дайджест «Идеи для лидера», подтверждают гипотезу, что роль лидера сегодня не в том, чтобы контролировать процессы, а в том, чтобы создавать правильную среду в организации. В подборку вошли самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Одиночество СЕО

Генеральный директор — это точка пересечения всех возможностей и проблем, его основная задача не просто решать вопросы, но и понимать, где он может принести максимальную пользу компании. В BCG выявили шесть шагов, которые способен сделать только генеральный директор, чтобы привести бизнес к успеху. Например, он должен определить цель и следить за тем, чтобы эта цель была не просто лозунгом, но была встроена в культуру, стратегию и операционную модель. Другая обязанность лидера заключается в том, чтобы правильно фокусироваться и жестко расставлять приоритеты: что будет сделано сейчас, что — потом, а что — никогда. Третья задача — умение собирать вокруг себя команду, вкладываться в развитие ее навыков и умение делать ставку на технологии. Другая важная роль СЕО — создавать ощущение уверенности и уметь вдохновлять, особенно в нестабильные времена. Аналитики BCG добавляют, что генеральный директор не может заниматься всем подряд, так как его время ограничено, а количество вызовов — бесконечно. Каждый день он должен заниматься только теми задачами, с которыми может справиться только СЕО, а остальные — передавать другим.

Фабрика лидерства

Успешные компании создают механизмы, которые помогают системно формировать лидеров среди сотрудников. Аналитики McKinsey в подкасте Leaders from the ground up рассуждают о том, что непрерывное обучение, оптимизм, самоотверженность, легкость в общении и стойкость особенно важны для лидеров, которые хотят преуспеть в современной деловой среде. В McKinsey отмечают, что будущих управленцев необходимо погружать в реальный опыт, а не учить по учебникам, а дискомфорт — это признак роста. Лидеры должны ставить себя и команду в сложные условия, чтобы развиваться и создавать новых управленцев. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать руководитель, является умение менять мнение, слушать команду и признавать ошибки без потери авторитета.

Номинальные ценности

Большинство компаний декларируют свои ценности, но для сотрудников они ничего не значат. Сооснователи CultureX Дональд Салл и Чарльз Салл изучили 1 млн онлайн-отзывов о вакансиях и проследили корреляцию между ценностями организации и тем, как их оценивают сотрудники. В колонке для MIT Sloan Management Review исследователи отмечают только несколько компаний в США — например, HubSpot, Lego Group, Bain & Co., Herm?s и Cummins, которые последовательно интегрируют свои ценности в работу. Исследователи объясняют, что для этого, в числе прочего, компании вовлекают сотрудников при формулировании ценностей и привлекают добровольцев на всех уровнях. Например, в Lego Group 1200 команд выбрали «строителей культуры» среди своих коллег, которые потом продвигали нужные принципы лидерства в компании. Культура также должна быть интегрирована в процессы — подбор сотрудников, их обучение и система мотивации должны работать на усиление ценностей.

Теория самоопределения

Теория агентский отношений, которая доминирует в практике менеджмента на протяжении десятилетий, привела к неоптимальным способам управления людьми. Она предполагает, что люди по своей природе ленивы, поэтому их всегда нужно контролировать, стимулировать и подгонять. Мэрилин Ганье из Института будущего работы при Университете Кертина и Ребекка Хьюит из Школы менеджмента при Университете Эразма, наоборот, говорят о том, что люди по природе мотивированы, если дать им автономию, развивать их компетенции и создавать ощущение причастности. В материале для MIT Sloan Management Review они называют это теорией самоопределения и отмечают, что самоуправляемые команды работают эффективнее — сами распределяют задачи, нанимают сотрудников, определяют, как тратить бюджет и достигают поставленных целей без микроменеджмента. Лидерам стоит не контролировать, а доверять: ставить ясные цели, обеспечивать поддержку и стабильную оплату, а не жесткие KPI. В этом случае сотрудники начинают не просто выполнять работу, а становятся движущей силой бизнеса.

Глобальный кризис бизнес-моделей

Компании, которые не способны изменить свою бизнес-модель под влиянием внешних факторов, рискуют потерять конкурентное преимущество и исчезнуть. В PwC опросили более 4000 СЕО из разных компаний и пришли к выводу, что 42% из них считают, что без радикального пересмотра бизнес-модели их компания закроется в течение ближайших 5—10 лет. Бизнес-модель состоит из четырех ключевых элементов: ценностного предложения, ресурсов, процессов и финансовой модели. Без постоянной работы над этими элементами компания рискует прийти к провалу. Аналитики называют любой кризис катализатором трансформации и возможностью для компаний использовать потрясение в качестве отправной точки для будущего перезапуска. В PwC рекомендуют в первую неделю кризиса выделить до четырех ключевых направлений трансформации и строить вокруг них новый нарратив для сотрудников и клиентов — это позволит не просто пережить сложные времена, но и укрепить свою позицию на рынке.

Краткое пособие для инвесторов

Несмотря на санкции, Китай остается сильным игроком на российском рынке, а местные власти создают благоприятные условия для долгосрочных инвестиций. «Технологии доверия» (ex-PwC) опубликовали краткое руководство по ведению бизнеса в России для иностранных инвесторов. Аналитики констатируют, что барьеры для ведения международного бизнеса продолжают расти, но трансграничные сделки и инвестиции возможны, если компания разбирается в законодательстве, налоговых тонкостях и политических нюансах. В России также меняется вектор торговли: в 2023 году снижение экспорта в Европу составило 68%, при этом практически на 43% вырос экспорт в Африку и почти на 6% — в Азию. Для успешного ведения дел иностранные инвесторы должны понимать, что в России действуют жесткие правила по валютному регулированию, контролю иностранных компаний и отчетности. С другой стороны, в сферах производства электроники, фармацевтики и ритейла остаются свободные ниши после массового ухода западных компаний

Новый СЕО «М.Видео-Эльдорадо»

Экс-глава Natura Siberica Феликс Либ возглавит группу «М.Видео-Эльдорадо», сообщил РБК со ссылкой на источники. В компании подтвердили информацию, уточнив, что совет директоров утвердил назначение Либа на три года. С августа 2022 года группу возглавлял Билан Ужахов, он покинет свой пост 21 февраля. Смена генерального директора «М.Видео-Эльдорадо» может быть связана с продажей группы компаний. В конце января «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что компания уже провела аудит и обсуждает вероятную сделку с Промсвязьбанком. В «М.Видео-Эльдорадо» тогда отказались от комментариев. Феликс Либ с 2012 по 2021 год работал исполнительным директором и исполнительным вице-президентом АФК «Система», пост СЕО Natura Siberica он занимал в 2022—2024 годах: он возглавил компанию после смерти ее основателя Андрея Трубникова. А в 2023-м АФК «Система» купила 100% акций Natura Siberica.