Идеи для лидера: фабрика СЕО, адаптивная бизнес-модель и теория самоопределения | Большие Идеи

? Тренды

Идеи для лидера: фабрика СЕО, адаптивная бизнес-модель и
теория самоопределения

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Идеи для лидера: фабрика СЕО, адаптивная бизнес-модель и теория самоопределения
Фото: No Revisions / Unsplash

читайте также

«Продавец — это счастливый неудачник»

Дайан Кутю

Идеи для тех, кто изменяет мир

Елена Евграфова

Как сделать решительный шаг, если вы сомневаетесь

Александр Гольдкланк Фулмер,  Рави Дар,  Тэли Райх

Чудеса сотрудничества

Вулф Боб,  Эванс Филип

Многие годы управление бизнесом было построено на двух предпосылках. Во-первых, на том, что генеральный директор должен всегда держать ситуацию под контролем, и во-вторых, что сотрудники будут работать лучше и эффективнее, если их мотивировать внешними или негативными стимулами. Например, бонусами, контролем или угрозами. 

Западные исследователи сегодня подвергают сомнению обе эти идеи: в BCG, например, заявляют о том, что генеральный директор должен заниматься только теми задачами, которые не способен сделать никто, кроме него. А сами СЕО крупнейших компаний, в свою очередь, считают, что их компании не доживут до 2035 года, если не предпримут шагов по радикальному изменению бизнес-модели. По крайней мере такие данные приводят аналитики PwC.

Эти исследования, включенные в еженедельный дайджест «Идеи для лидера», подтверждают гипотезу, что роль лидера сегодня не в том, чтобы контролировать процессы, а в том, чтобы создавать правильную среду в организации. В подборку вошли самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Одиночество СЕО

Генеральный директор — это точка пересечения всех возможностей и проблем, его основная задача не просто решать вопросы, но и понимать, где он может принести максимальную пользу компании. В BCG выявили шесть шагов, которые способен сделать только генеральный директор, чтобы привести бизнес к успеху. Например, он должен определить цель и следить за тем, чтобы эта цель была не просто лозунгом, но была встроена в культуру, стратегию и операционную модель. Другая обязанность лидера заключается в том, чтобы правильно фокусироваться и жестко расставлять приоритеты: что будет сделано сейчас, что — потом, а что — никогда. Третья задача — умение собирать вокруг себя команду, вкладываться в развитие ее навыков и умение делать ставку на технологии. Другая важная роль СЕО — создавать ощущение уверенности и уметь вдохновлять, особенно в нестабильные времена. Аналитики BCG добавляют, что генеральный директор не может заниматься всем подряд, так как его время ограничено, а количество вызовов — бесконечно. Каждый день он должен заниматься только теми задачами, с которыми может справиться только СЕО, а остальные — передавать другим.

Фабрика лидерства

Успешные компании создают механизмы, которые помогают системно формировать лидеров среди сотрудников. Аналитики McKinsey в подкасте Leaders from the ground up рассуждают о том, что непрерывное обучение, оптимизм, самоотверженность, легкость в общении и стойкость особенно важны для лидеров, которые хотят преуспеть в современной деловой среде. В McKinsey отмечают, что будущих управленцев необходимо погружать в реальный опыт, а не учить по учебникам, а дискомфорт — это признак роста. Лидеры должны ставить себя и команду в сложные условия, чтобы развиваться и создавать новых управленцев. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать руководитель, является умение менять мнение, слушать команду и признавать ошибки без потери авторитета.

Номинальные ценности

Большинство компаний декларируют свои ценности, но для сотрудников они ничего не значат. Сооснователи CultureX Дональд Салл и Чарльз Салл изучили 1 млн онлайн-отзывов о вакансиях и проследили корреляцию между ценностями организации и тем, как их оценивают сотрудники. В колонке для MIT Sloan Management Review исследователи отмечают только несколько компаний в США — например, HubSpot, Lego Group, Bain & Co., Herm?s и Cummins, которые последовательно интегрируют свои ценности в работу. Исследователи объясняют, что для этого, в числе прочего, компании вовлекают сотрудников при формулировании ценностей и привлекают добровольцев на всех уровнях. Например, в Lego Group 1200 команд выбрали «строителей культуры» среди своих коллег, которые потом продвигали нужные принципы лидерства в компании. Культура также должна быть интегрирована в процессы — подбор сотрудников, их обучение и система мотивации должны работать на усиление ценностей.

Теория самоопределения

Теория агентский отношений, которая доминирует в практике менеджмента на протяжении десятилетий, привела к неоптимальным способам управления людьми. Она предполагает, что люди по своей природе ленивы, поэтому их всегда нужно контролировать, стимулировать и подгонять. Мэрилин Ганье из Института будущего работы при Университете Кертина и Ребекка Хьюит из Школы менеджмента при Университете Эразма, наоборот, говорят о том, что люди по природе мотивированы, если дать им автономию, развивать их компетенции и создавать ощущение причастности. В материале для MIT Sloan Management Review они называют это теорией самоопределения и отмечают, что самоуправляемые команды работают эффективнее — сами распределяют задачи, нанимают сотрудников, определяют, как тратить бюджет и достигают поставленных целей без микроменеджмента. Лидерам стоит не контролировать, а доверять: ставить ясные цели, обеспечивать поддержку и стабильную оплату, а не жесткие KPI. В этом случае сотрудники начинают не просто выполнять работу, а становятся движущей силой бизнеса.

Глобальный кризис бизнес-моделей

Компании, которые не способны изменить свою бизнес-модель под влиянием внешних факторов, рискуют потерять конкурентное преимущество и исчезнуть. В PwC опросили более 4000 СЕО из разных компаний и пришли к выводу, что 42% из них считают, что без радикального пересмотра бизнес-модели их компания закроется в течение ближайших 5—10 лет. Бизнес-модель состоит из четырех ключевых элементов: ценностного предложения, ресурсов, процессов и финансовой модели. Без постоянной работы над этими элементами компания рискует прийти к провалу. Аналитики называют любой кризис катализатором трансформации и возможностью для компаний использовать потрясение в качестве отправной точки для будущего перезапуска. В PwC рекомендуют в первую неделю кризиса выделить до четырех ключевых направлений трансформации и строить вокруг них новый нарратив для сотрудников и клиентов — это позволит не просто пережить сложные времена, но и укрепить свою позицию на рынке.

Краткое пособие для инвесторов

Несмотря на санкции, Китай остается сильным игроком на российском рынке, а местные власти создают благоприятные условия для долгосрочных инвестиций. «Технологии доверия» (ex-PwC) опубликовали краткое руководство по ведению бизнеса в России для иностранных инвесторов. Аналитики констатируют, что барьеры для ведения международного бизнеса продолжают расти, но трансграничные сделки и инвестиции возможны, если компания разбирается в законодательстве, налоговых тонкостях и политических нюансах. В России также меняется вектор торговли: в 2023 году снижение экспорта в Европу составило 68%, при этом практически на 43% вырос экспорт в Африку и почти на 6% — в Азию. Для успешного ведения дел иностранные инвесторы должны понимать, что в России действуют жесткие правила по валютному регулированию, контролю иностранных компаний и отчетности. С другой стороны, в сферах производства электроники, фармацевтики и ритейла остаются свободные ниши после массового ухода западных компаний

Новый СЕО «М.Видео-Эльдорадо»

Экс-глава Natura Siberica Феликс Либ возглавит группу «М.Видео-Эльдорадо», сообщил РБК со ссылкой на источники. В компании подтвердили информацию, уточнив, что совет директоров утвердил назначение Либа на три года. С августа 2022 года группу возглавлял Билан Ужахов, он покинет свой пост 21 февраля. Смена генерального директора «М.Видео-Эльдорадо» может быть связана с продажей группы компаний. В конце января «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что компания уже провела аудит и обсуждает вероятную сделку с Промсвязьбанком. В «М.Видео-Эльдорадо» тогда отказались от комментариев. Феликс Либ с 2012 по 2021 год работал исполнительным директором и исполнительным вице-президентом АФК «Система», пост СЕО Natura Siberica он занимал в 2022—2024 годах: он возглавил компанию после смерти ее основателя Андрея Трубникова. А в 2023-м АФК «Система» купила 100% акций Natura Siberica.