
читайте также
Лидеры постоянно сталкиваются с внутренними противоречиями. Последние исследования показывают, что этичные руководители чаще других испытывают стресс и не чувствуют поддержки со стороны своей компании. А стратегии, созданные без учета эмоций и управленческого стиля владельца, плохо приживаются в среднем бизнесе. С другой стороны, опыт Walmart показывает, что совпадение ценностей и действий позволяет сохранять культуру даже в компании с численностью 2 млн человек.
Кроме того, исследования и материалы, вошедшие в дайджест «Идеи для лидера» на этой неделе, показывают, как разные типы ИИ-агентов могут усиливать управленческие решения, однако устойчивость бизнеса по-прежнему строится на смысле, а не на инструментах.
Дилемма этичного руководителя
Лидеры, которых сотрудники считают этичными, редко сами чувствуют поддержку или совпадение ценностей с организацией, скорее наоборот — они часто сталкиваются с выгоранием, стрессом и желанием уйти. Аналитик из Амстердамской школы бизнеса Мелике Артар с соавтором провела исследование на 248 парах «руководитель — подчиненный», которое показало, что восприятие этического лидерства связано с субъективным совпадением ценностей. Особенно это заметно в вопросах справедливости, подотчетности и эмпатии. При этом ни высокая оценка, ни высокий уровень этичности лидера не спасают его от стресса — между ним и этикой почти нет корреляции. Авторы исследования пришли к выводу, что этическое лидерство — это благо для компании и тяжелая ноша для самого руководителя. Без осознанной организационной поддержки оно может стать источником внутреннего конфликта и потери мотивации.
Четыре этапа изменений
У любого управляемого изменения существуют четыре этапа: инициация, запуск, внедрение и закрепление, и риски на каждом из них должны быть разрешены именно на соответствующей стадии. Управляющий партнер «Экопси» Павел Безручко в Telegram-канале рассуждает о том, как распознать каждый из этапов и справиться с возможными рисками. Так, стадия инициации всегда начинается с принципиального решения о необходимости изменений, а ее главный риск — запустить ненужное или даже вредное для компании изменение. Стадия запуска начинается с разработки проектных планов и работы со стейкхолдерами, а также с коммуникации о будущем изменении. Главные риски — выбрать неверный подход к проекту или не вовлечь стейкхолдеров. На стадии внедрения начинается реализация запланированных мероприятий, а главный риск — потеря контроля и слабая управляемость проектом. Когда изменения становятся частью регулярной работы — наступает этап закрепления. Главный риск — отторжение задуманного и откат назад.
Лидерство через ценности
СЕО американской торговой сети Walmart Дуг Макмиллон начинал карьеру в компании с позиции грузчика. Топ-менеджер верит, что его успех в роли лидера обусловлен схожими с Walmart ценностями. В подкасте Стэнфордского университета View from the top Дуг Макмиллон рассказывает о своей карьере, культуре и управлении компанией, где работают более 2,1 млн человек. Он считает, что без прозрачных ориентиров невозможно привести такое количество людей к цели. А культура компании всегда начинается с топ-менеджмента и проявляется в каждом действии — от ответа на email до стратегической закупки. Макмиллон рассказывает, что всегда ставит людей на первое место, принимает решения с расчетом на долгосрочную пользу и никогда не забывает, что перемены — единственная константа в бизнесе.
ИИ-агент для руководителя
Все ИИ-агенты делятся на четыре типа: аналитические, логические, транзакционные и физические. Исследователи из Lucidworks объясняют, как устроен каждый из них. Так, аналитический агент может заниматься только сбором и анализом информации, но с его помощью можно расширить человеческие возможности — такой агент способен круглосуточно предоставлять специалистам только нужную информацию. Логические агенты уже могут вносить изменения на основе расчетов и алгоритмов — например, корректировать цены в режиме реального времени. Их ключевая функция — реализация изменений по четко заданным параметрам. Транзакционные агенты способны на автономную деятельность: отправлять электронные письма, размещать заказы, давать рекомендации и самостоятельно взаимодействовать с различными цифровыми системами. В то время как логические агенты действуют внутри систем, транзакционные выходят во внешний мир. Самый продвинутый тип ИИ-агента — физический. Эти агенты могут взаимодействовать с материальным миром: контролировать доступ в здание, управлять производственным оборудованием или транспортным средством.
Стратегия для среднего бизнеса
Корпоративные стратегии, актуальные для крупных компаний, обычно не подходят для малого и среднего бизнеса, поскольку владельцы не чувствуют в них ценности. Партнер «Экопси» Сергей Минин отмечает: это происходит из-за того, что такие стратегии игнорируют эмоции, контекст и стиль управления владельцев. В отличие от крупного бизнеса, где процесс принятия решений формализован, в малом и среднем бизнесе сохраняется сильное влияние личности владельца или топ-менеджера. Основная проблема, мешающая среднему бизнесу расти, — не слабое стратегическое мышление, а личное участие собственника, которое тормозит масштабирование. Из-за эмоциональной привязанности к своему делу владельцам бизнеса часто не нравится чрезмерно формализованная стратегия, однако в периоды кризисов именно она становится спасением. По мнению Минина, чтобы основые руководители приняли стратегию, они должны заниматься ее созданием «своими руками».