читайте также
Редакция «Больших идей» запускает новую еженедельную рубрику — «Идеи для лидера». Мы не публикуем новости, но считаем важным рассказывать нашим читателям о ключевых событиях и исследованиях, осмыслять их и помогать лидерам принимать лучшие решения для своих компаний и команд.
Каждую пятницу редакция будет собирать дайджест из главного за неделю — актуальных событий, свежих исследований, опубликованных на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, СКОЛКОВО, РАНХиГС, ВШЭ), управленческих новостей российских и международных компаний, важных назначений или отставок, а также занимательных публикаций от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Технологии
В понедельник, 13 мая, американская OpenAI анонсировала обновление своего текстового агента до Chat GPT-4o, где «о» означает «омни» — он натренирован сразу на текстовом, фото- и видео-контенте. Новая версия уже частично доступно пользователям. Теперь генеративная нейросеть, в числе прочего, умеет обрабатывать речь и видео. Разработчики показали улучшенную версию голосового чата через ассистента, который теперь шутит, понимает эмоции и флиртует. Судя по опубликованному видео, GPT-4o теперь также умеет петь, объяснять сложные вещи простыми словами и переводить диалоги на разных языках в режиме реального времени.
Отставки
На следующий день после анонса OpenAI стало известно, что главный научный сотрудник компании и один из ее сооснователей — Илья Суцкевер — покинул свой пост, чтобы заниматься личным проектом. Подробности он обещал раскрыть позднее. Именно он являлся одним из инициаторов прошлогодней попытки уволить CEO проекта Сэма Альтмана. Вслед за Суцкевером команду OpenAI покинул и руководитель разработки ИИ Ян Лейке — один из самых влиятельных людей в области AI по версии Time. Илья Суцкевер родился в Горьком (Нижний Новгород) в 1986 году, в начале 90-х его семья эмигрировала в Израиль.
Назначения
Крупнейшую по числу точек розничную сеть в стране «Магнит» возглавит бывший топ-менеджер «Русагро» и McKinsey Евгений Случевский. Он работает в компании с 2022 года и занимает должность директора по сельскохозяйственному и промышленному комплексу. В McKinsey Случевский работал с ритейлерами и поставщиками, а в «Русагро» — развивал мясной бизнес. Бывший гендиректор «Русагро» Максим Басов предположил в разговоре с РБК, что новый гендиректор проведет быструю трансформацию, в которой сейчас нуждается «Магнит».
Исследования
Boston Consulting Group опубликовал результаты глобального опроса об использовании генеративных ИИ — BCG GenAI. В нем приняли участие более 6500 человек из пяти стран, работающих в технологической отрасли.
Исследователи пришли к выводу, что взрослые женщины-лидеры на технических должностях пользуются инструментами генеративных ИИ чаще мужчин, хотя обычно они более консервативны в вопросе новых технологий. Различия связаны с тем, что женщинам топ-менеджерам и CEO технологических корпораций приходится проявлять больше инициативы, чем мужчинам, чтобы доказать отрасли свою компетентность. Это означает, что у женщин появился шанс «возглавить и сформировать революцию GenAI» и тем самым способствовать увеличению числа женщин в руководстве IT-компаний.
Другое исследование, связанное с GenAI, выпустили аналитики PwC — PwC’s Global NextGen Survey 2024. Они опросили людей в возрасте от 18 до 40 лет, которые в будущем унаследуют семейные компании, о важности использования искусственного интеллекта для бизнеса. Более 70% опрошенных представителей NextGen считают, что AI — это мощная сила для трансформации компании, но они не уверены, способен ли их семейный бизнес использовать эти возможности. На данный момент не более 14% всех семейных предприятий имеют команду или отдельного человека, отвечающего за генеративный ИИ. Так как семейные компании составляют 70% мирового ВВП, аналитики считают, что речь идет о формировании нового рыночного ландшафта.
Маркетинг
В 2024 году маркетинговые бюджеты упали до 7,7% от общей выручки, пришли к выводу в Gartner по итогам опроса практически 400 руководителей по маркетингу в компаниях из Северной Америки и Европы со средним годовым доходом более $5,3 млрд. Для сравнения, последние годы перед пандемией маркетинговые бюджеты в среднем составляли 11% от выручки, однако после кризиса COVID-19 они так и не восстановились. Руководитель маркетинговой практики Gartner Юэн Макинтайр считает, что современные директора по маркетингу (CMO) живут в «эру экономии» и рассчитывает, что проблему нехватки денег может решить AI. При этом, отмечают в Gartner, компании сегодня вынуждены инвестировать только в те маркетинговые инструменты, которые дают очевидный результат.