«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это можно изменить | Большие Идеи

? Тренды

«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это
можно изменить

Как оценивают уровень цифровой зрелости российских компаний их руководители

Автор: Дмитрий Шушкин

«Слабая троечка»: почему у российских компаний низкий цифровой интеллект и как это можно изменить
HalGatewood.com / Unsplash

читайте также

Встать на место другого

Аудиа Пино

Осталась лишь усталость

Ирина Пешкова

За рулем трансформации

Григорий Финкельштейн

Нужна ли иерархия для успеха?

Тим Кастелле

Российский бизнес оказался невысокого мнения о собственном уровне цифровой зрелости. Большинство руководителей, которых опросили в рамках первого локального исследования PwC и ABBYY «Digital IQ Russia», оценили цифровой интеллект своей компании ниже, чем на «троечку» — на 2,8 баллов из 5, а в числе лидеров назвали всего три компании: Сбер, Тинькофф и Яндекс. Приятно быть инноватором, когда трансформацией занимаются уже целые подразделения, а цифровые инициативы поддерживает высшее руководство. Но как меняться остальным участникам рынка, да еще и в условиях кризиса? Вот несколько идей.

Начать собирать «цифровые следы»

Большинство опрошенных руководителей сообщили, что для оценки бизнес-процессов все еще используют отчеты, собранные вручную. На практике это означает, что менеджеры опрашивают сотрудников и верят им на слово. Около 20% «копаются в прошлом» — анализируют исторические данные о происходящем в компании. Это полезно, но не дает полной картины, так как бизнес-информация устаревает очень быстро и становится неактуальной.

Глубинное изучение всех бизнес-процессов и данных в реальном времени — первый шаг к цифровой зрелости. Каждый день ваши сотрудники продают товары или услуги, отвечают на запросы в поддержку, ведут бухгалтерский учет или оформляют доставку груза. Это не просто рутинные операции, а фрагменты данных о процессах в компании. Если они существуют только в виде устных договоренностей, бумажных документов или таблицы на чьем-то компьютере, то эти процессы невидимы для руководителя и ими невозможно быстро управлять. Все значимое, что происходит в компании, должно также существовать в цифровом виде. В промышленности и строительстве используют термин «цифровой двойник», означающий виртуальную копию объекта или процесса. Задача двойников – помогать специалистам быстрее обнаруживать проблемы, точнее предсказывать результаты производства и создавать более качественные продукты. В широком смысле любые комплексные системы, которые переводят данные в структурированный электронный вид, можно считать цифровыми двойниками процессов.

Suzuki Motorcycles в Австралии долгие годы продавала свои мотоциклы исключительно офлайн, в дилерских центрах. Из-за этого компания плохо знала и понимала своих клиентов, а продажи падали. Первым шагом стало изменение настроек сайта: Suzuki начала анализировать, на какие страницы заходят покупатели, дала возможность искать дилерские центры поблизости, а также добавила сервис Build Your Bike, позволивший немного менять внешний вид мотоцикла. Небольшое изменение, но конверсия увеличилась на 33%. Пример из России — «Северсталь». Компании нужно было ускорить выпуск новых видов сплавов. Чтобы создать новый продукт, надо анализировать ранее проведенные исследования, разработки и решения. За годы работы накапливаются терабайты несистематизированной информации, которую неудобно искать и использовать. «Северсталь» оцифровала проектную документацию и внедрила поиск на основе искусственного интеллекта — систему, в которой специалисты могли быстро находить разработки за все годы существования по синонимам и смыслу. Такой подход ускорил поиск информации в 1,7 раза.

Когда организован сбор данных в режиме реального времени, можно подключать интеллектуальный анализ бизнес-процессов. Для этого используют платформы Process Mining, которые объединяют в логическую цепочку информацию, даже если она «живет» в нескольких системах. Банк Уралсиб использует такие технологии, чтобы корректировать план продаж для сотрудников кредитного отдела. На интерактивных дашбордах можно не просто изучать данные, а отслеживать ход процесса в workflow-системе, АБС и браузерах, вносить изменения и смотреть, как это отразится на общих результатах банка.

Оценивать эффективность перед внедрением

Организации, которые мы опросили в рамках исследования, сообщили, что в 2021 году будут внедрять технологии, повышающие эффективность бизнеса. Но на практике реализация цифровых инициатив лишь частично оправдывает финансовые ожидания компаний. Проблема кроется в подготовке к проекту: если бизнес «на ручном управлении», то и посчитать затраты на внедрение и оценить, насколько выгодно использовать решение, будет сложнее. Например, вы автоматизировали обработку первичных документов. Ввод данных в корпоративную учетную систему ускорился в 3—4 раза. Но имеет ли это значение для всего бизнес-процесса, если дальше с этими данными работают по устаревшим регламентам? После пандемии компании стали более внимательно смотреть, как технологии влияют на бизнес в целом. Именно поэтому спрос на ИТ-консалтинг сохраняется даже несмотря на кризис. Если же компания хочет оценить проект самостоятельно, то хорошим подспорьем также может быть процессная аналитика с элементами искусственного интеллекта. Такие решения позволяют проводить так называемый what-if анализ – предсказывать, как изменится процесс, как повлияет на всех его участников и сколько денег компания сможет сэкономить за счет программы цифровизации.

Не бояться копировать

Не так давно лучшие технологические разработки появлялись сначала у военных и для освоения космоса. Сейчас же моду задают корпорации. По итогам 2020 года, больше всего в R&D инвестировали Samsung, Google, Volkswagen, Microsoft и Huawei. У крупных компаний больше возможностей для экспериментов, в том числе и неудачных. Но это не значит, что лучшие идеи нельзя копировать. Интересные новые фасоны одежды тоже сначала появляются на подиумах модных домов, а потом в масс-маркете, но все их с удовольствием носят, не переплачивая кутюрье.

Если кто-то сделал первым, это не значит, что все остальные компании опоздали. Facebook* не был первой социальной сетью, iPhone не был первым телефоном с сенсорным экраном, а Airbnb и Booking не первые сервисы для бронирования отелей. Учась на ошибках Uber, его более молодой конкурент Lyft был оценен дороже при выходе на IPO, пока эксперты рассказывали, какая у первой великолепная бизнес-модель. Не нужно отказываться от повторов, но можно умело пользоваться чужими идеями, дополняя и улучшая их. Так происходит и на российском рынке. К примеру, сначала Сбербанк создал систему на основе искусственного интеллекта, которая автоматически одобряет кредиты для юридических лиц, — она уже выдала займов на 330 млрд руб. А сейчас подобные технологии внедряют и другие банки — например, ВТБ. Конкуренты почувствовали, что появилась ниша, и разработали похожее решение. Кроме того, необязательно смотреть только на проекты своей отрасли, стоит отслеживать перспективные кейсы в других индустриях. Подтверждением может служить интерес российских компаний к RPA. Первые проекты появились несколько лет назад в банках и телекоме — одними из первых о масштабной роботизации сообщили Альфа-банк и «ВымпелКом». Сейчас роботами уже никого не удивишь, их используют все крупные игроки, от розничных сетей до черной металлургии.

Мыслить, как инноватор

Наконец, еще одна причина низкого Digital IQ кроется не в организации бизнес-процессов, а в мышлении самих руководителей. Только 51% российских компаний считают, что реализация цифровой стратегии — это непрерывный процесс. Для сравнения, в мире так думают 88% организаций. Такие цифры говорят о том, что у российских менеджеров пока недостаточно развита культура инноваций. Распространено убеждение в том, что если что-то и так работает, то его не нужно улучшать. Например, если у бизнеса маржинальность 7%, а можно ее удвоить, используя технологии. Но у руководителя нет мотивации что-то менять, пока показатели не начнут стремиться к нулю. Непрерывный поиск новых идей, проектов, инноваций — это еще один шаг к тому, чтобы стать цифровым лидером.

Об авторе. Дмитрий Шушкин — генеральный директор компании ABBYY Россия.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена