Деньги в космосе: какими могут быть бизнес и экономика за пределами Земли | Большие Идеи

? Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Деньги в космосе: какими могут быть бизнес и экономика за
пределами Земли

Как не упустить возможности в секторе «космос для космоса»

Авторы: Мэтт Вайнцирль , Мехак Саранг

Деньги в космосе: какими могут быть бизнес и экономика за пределами Земли
Caspar Benson/Getty Images

читайте также

Думайте как автор, а не как правообладатель

Сезар Идальго

Как легче переносить повседневные неудачи

Дэниел Гоулман

Учесть самый главный риск

Джик Джон,  Сливоцки Адриан

Африканский урок для мира инноваций

Лорен Коэн,  Майк Читави,  Спенсер Хагист

Коммерческая космонавтика — очень модная отрасль. Но, хотя главы технологических компаний обещают нам базы на Луне и поселения на Марсе, на практике все намного более скромно — по крайней мере, по космическим масштабам. И все же в прошлом году мы перешагнули важную черту: впервые в истории люди отправились в космос на аппарате, который был создан и которым владеет не государство, а частная корпорация, планирующая построить в космосе доступное поселение. Это первый существенный шаг к созданию экономики в космосе и для космоса. Сложно переоценить его последствия — для бизнеса, законотворчества и общества в целом.

По оценкам, в 2019 году выручка космического сектора составила $366 млрд. Но 95% этой суммы относилось к экономике «космос для Земли» — то есть к товарам или услугам, которые производились в космосе для использования на Земле. Сюда относятся инфраструктура для коммуникаций или интернета, спутники для наблюдения за Землей, национальные оборонные спутники и т. д. Этот сектор быстро растет, и хотя исследования указывают на риск переполнения рынка и монополизации, который всегда возникает при конкуренции за ограниченные природные ресурсы, прогнозы его будущего вполне оптимистичны. Запуски и космическая техника в целом стали дешевле, и это уже привлекло на рынок новых участников. Компании из разных отраслей уже начали использовать спутниковые и космические технологии, чтобы повысить инновационность и эффективность своих товаров и услуг на Земле.

В отличие от экономики «космос для Земли», сектор «космос для космоса» долго не мог развиться. К нему относится производство в космосе товаров и услуг, которые предназначены для использования в космосе же — например, добыча на Луне или астероидах материалов для строительства станций или для снабжения систем подзарядки. Еще в 1970-е годы исследование, проведенное по заказу NASA, предсказало возникновение космической экономики, которая бы удовлетворяла потребности сотен, тысяч и даже миллионов людей, живущих в космосе. По прогнозу, она должна была быстро превзойти по объему экономику «космос для Земли» (а затем и всю земную экономику). Если бы прогноз оправдался, это бы изменило наш подход к бизнесу, жизни и управлению обществом, но пока что в космосе ни разу не находилось больше 13 человек одновременно, и эта картина относится к области научной фантастики.

Однако сегодня есть основания полагать, что мы наконец приближаемся к первым этапам настоящей экономики «космос для космоса». Недавние достижения SpaceX (в сотрудничестве с NASA), а также планы массовой и устойчивой отправки людей в космос от Boeing, Blue Origin и Virgin Galactic знаменуют начало новой эпохи частных космических полетов. Эти компании хотят и могут отправлять частных граждан в космос в качестве пассажиров и туристов, а потом и в качестве поселенцев. А в следующие десятилетия у этих людей возникнут запросы, которые нужно будет удовлетворять, и возникнут разнообразные услуги в сегменте «космос для космоса».

Новая (коммерческая) космическая эра

В недавнем исследовании мы изучили, как централизованная, государственная модель космических исследований, появившаяся в 1960-е годы, за последние 20 лет уступила место новой модели, в которой государственные инициативы все чаще сосуществуют с частными. Централизованные государственные программы, безусловно, будут концентрироваться на секторе «космос для Земли» и на общественных интересах — национальной безопасности, науке или престиже. Это нормально, ведь государству нужно оправдывать расходы на эти программы, демонстрируя их пользу для граждан, а (почти) все эти граждане находятся на Земле.

В отличие от государств, частные космические компании готовы отправлять людей в космос ради их собственных интересов, а затем удовлетворять создаваемый ими спрос. Именно на этом основаны планы SpaceX, компании, которая за первые 20 лет работы полностью перевернула рынок ракет-носителей. Теперь она заняла 60% глобального рынка коммерческих запусков и строит все более крупные космические аппараты, на которых собирается отправлять людей не только на Международную космическую станцию (МКС), но и в собственное планируемое поселение на Марсе.

Сейчас рынок «космос для космоса» сводится к снабжению людей, которые уже находятся в космосе, то есть небольшой группы астронавтов, которые работают в NASA или других правительственных программах. У SpaceX есть огромные планы по популяризации космического туризма, но пока вся их активность в сегменте «космос для космоса» — это выполнение государственных заказов (NASA). Однако запуски становятся все дешевле, и когда SpaceX и другие компании смогут масштабировать свои предложения и отправлять в космос больше людей, растущий спрос из частного сектора (то есть не государственных сотрудников, а туристов и поселенцев) могут превратить эти экспериментальные проекты в масштабную устойчивую отрасль.

SpaceX — самая известная, но далеко не единственная компания, использующая эту модель (снабжать NASA, чтобы потом, возможно, создать больший частный рынок и занять его). И пока SpaceX концентрируется на транспортной части сегмента «космос для космоса», еще одним его ключевым компонентом станет производство.

Компания Made In Space, Inc. стала одним из лидеров в производстве «в космосе для космоса» еще в 2014 году, когда им удалось напечатать гаечный ключ на 3D-принтере прямо на МКС. Сейчас компания работает над высококачественными оптоволоконными кабелями и другими продуктами, за производство которых в невесомости готовы платить покупатели с Земли. Но она также получила контракт на $74 млн на 3D-печать больших металлических балок в космосе для космического аппарата NASA. В будущем Made In Space сможет решать такие же задачи и для частных аппаратов. В SpaceX начали с заказов для NASA, но рассчитывают в будущем выйти на более крупный частный рынок. И сотрудничество Made In Space с NASA тоже может стать лишь первым шагом на пути к работе с частным сектором над проектами, которые было бы слишком дорого выполнять на Земле, а затем отправлять в космос.

Еще одна крупная сфера инвестиций в сегменте «космос для космоса» — это строительство и эксплуатация космической инфраструктуры: мест жительства, лабораторий и фабрик. Лидером в этом секторе сейчас является компания Axiom Space, которая недавно объявила, что запустит «первую полностью частную коммерческую космическую миссию» в 2022 году в капсуле корабля Crew Dragon от SpaceX. Axiom также получила контракт на эксклюзивный доступ к модулю МКС, что поможет ей в разработке коммерческих модулей для станции (а потом и за ее пределами).

Эта новая инфраструктура наверняка подстегнет инвестиции в разнообразные дополнительные услуги для людей, которые будут там жить и работать. Так, в феврале 2020 года компания Maxar Technologies получила контракт на $142 млн от NASA на разработку робота-строителя, которого можно будет собрать в космосе. Этот робот предназначен для работы на космических аппаратах, находящихся на низкой околоземной орбите. На частных космических кораблях и в поселениях, без сомнения, тоже возникнет спрос на аналогичные инструменты для строительства и ремонта.

И, конечно, частный сектор не сводится к тяжелой промышленности. Еще одна сфера потенциального быстрого роста — это комфорт: компании стремятся помочь людям в суровых условиях космоса. Например, в 2015 году Argotec и Lavazza совместно разработали эспрессо-машину, которая могла бы работать на МКС в условиях невесомости, чтобы у космонавтов стало одной небольшой радостью больше.

Конечно, люди уже полвека мечтают использовать вакуум и невесомость космоса, чтобы добывать или производить вещи, которые нельзя сделать на Земле, но эта идея никак не может воплотиться в жизнь. Естественно, что многие относятся к этому скептически. Однако прошлые неудачи относились скорее к сектору «космос для Земли». Например, два стартапа 2010-х годов, Planetary Resources, Inc. и Deep Space Industries, довольно рано поняли потенциал добычи полезных ископаемых в космосе. Но поскольку экономика «космос для космоса» пока не развита, для выживания в краткосрочной перспективе компаниям нужно было продавать добытые материалы — драгоценные металлы или редкие элементы — покупателям на Земле. Когда стало ясно, что спрос слишком мал, чтобы оправдать высокие расходы, финансирование иссякло, и обе компании перешли к другим задачам.

Их неудачи были связаны с бизнес-моделью «космос для Земли». Но когда в космосе начнут жить люди, спрос на добычу сырья, металлов и воды в космосе станет огромным (и добыча в космосе станет дешевле, чем транспортировка с Земли). Иными словами, когда люди начнут жить и работать в космосе, мы поймем, что первые компании по добыче полезных ископаемых на астероидах не провалились, а просто опередили свое время.

Как не упустить возможности в секторе «космос для космоса»

У сектора «космос для космоса» огромный потенциал, но его очень легко упустить. Чтобы воспользоваться моментом, политики должны создать регуляторные и институциональные механизмы, которые позволят децентрализованной, частной космической экономике рисковать и искать инновации. Мы считаем, что особенно важны будут три вопроса:

1. Нужно разрешить частным лицам брать на себя более серьезные риски, чем допускается для космонавтов в государственных проектах

Во-первых, в рамках общего перехода к децентрализованной, рыночной космонавтике нужно позволить частным космическим туристам и поселенцам добровольно принимать на себя более серьезные риски, чем допускается для астронавтов в государственных программах. В долгосрочной перспективе все равно нужно будет решить вопросы безопасности, чтобы убедить массы людей летать в космос или поселиться там, но в начале пути из-за слишком консервативной политики прогресс может остановиться, не начавшись.

Можно вспомнить, как в NASA изменились правила работы с подрядчиками. В середине 2000-х годов в NASA перешли с контрактов «издержки плюс» (в которых NASA берет на себя все экономические риски инвестиций) на контракты с фиксированной ценой (где риск распределяется между NASA и подрядчиками). Частные компании более толерантны к рискам, поэтому после этого изменения сектор стал намного активнее. То, что получилось, иногда называют «Новым космосом». Возможно, для экономики «космос для космоса» нужно будет также изменить отношение к добровольному принятию риска частными астронавтами.

2. Нужно быть осторожнее в регулировании и поддержке

Во-вторых, как и большинство других рынков, стабильная экономика космоса будет зависеть от разумности регулирования и поддержки. NASA, Министерство торговли и Государственный департамент США недавно вновь выразили намерение «создать регуляторную среду [в сфере проектов на низких околоземных орбитах], которая будет способствовать процветанию американских коммерческих компаний», — и это хороший признак, что власти ступили на путь дальнейшего сотрудничества с индустрией, но это только начало пути.

Для начала властям стоит прояснить, как будут регулироваться права собственности на ограниченные ресурсы: воду на Марсе, лед на Луне или слоты на орбитах (космический аналог парковочных мест). Последние новости — например, предложение NASA купить лунный грунт и камни, Приказ об управлении космическими ресурсами от апреля 2020 года и Закон о конкуренции в сфере космических запусков 2015 года — указывают, что правительство США заинтересовано в том, чтобы установить определенную регуляторную среду и поддержать экономическое развитие в космосе.

В 2017 году Люксембург первым из европейских стран создал правовую структуру, обеспечивающую частное право на ресурсы, добытые в космосе. Похожие внутренние законы были приняты в Японии и ОАЭ. Еще девять стран (в число которых, правда, не вошли Россия и Китай) подписали Соглашения Артемиды, которые описывают планы устойчивой международной добычи ресурсов на Луне, Марсе и астероидах. Это важные первые шаги, но на их основе еще нужно будет разработать четкие и полные международные соглашения, которые будут регулировать справедливое использование и распределение дефицитных космических ресурсов между всеми космическими державами.

Кроме того, властям стоит и дальше заполнять финансовые пробелы в еще незрелой экономике «космос для космоса», спонсировать научные исследования в поддержку отправки человека в космос и заключать контракты с космическими стартапами. И хотя избыток регулирования парализует, отдельные меры — например, политика по снижению количества космического мусора — могут сделать работу в космосе дешевле для всех, чего было бы сложно добиться иными способами.

3. Нужно забыть о геополитической борьбе

Наконец, экономике «космос для космоса» не должны мешать земные геополитические противоречия — например, соперничество США и Китая. Конечно, некоторое влияние этого аспекта неизбежно, тем более что военные заказы всегда были важным источником финансирования для аэрокосмических компаний. Но если не сдерживать эти порывы, они не просто отнимут внимание и ресурсы у международных коммерческих проектов, но и создадут барьеры и риски, которые будут препятствовать частным инвестициям.

На Земле людей из враждующих государств всегда объединял совместный бизнес. Растущая экономика «космос для космоса» может стать уникальной силой, которая объединит весь мир — только если ей не помешают государства. Для здоровья будущей экономики «космос для космоса» нужно совместное международное законодательство (и общая система его исполнения).

***

Люди мечтают об экономике «космос для космоса» еще с начала космической эры в 1960-х годов, и до сих пор эти устремления оставались мечтами, но теперь все может измениться. Впервые в истории частные компании с их капиталом, толерантностью к риску и стремлением к прибыли, начинают отправлять людей в космос. Если мы сможем использовать этот шанс, то запомним 2020 год как год, когда мы начали революционный проект строительства экономики и общества в космосе и для космоса.

Об авторах

Мэтт Вайнцирль (Matt Weinzierl) — профессор бизнес-администрирования в Гарвардской школе бизнеса и научный сотрудник Национального бюро экономических исследований. Главные вопросы его научных и учебных проектов — это разработка экономической политики, а также экономика и бизнес в сфере космоса.

Мехак Саранг (Mehak Sarang) — научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса и глава лунных исследовательских проектов в Инициативе исследований космоса MIT.