Квест, музей и сцена: как пандемия может изменить ритейл | Большие Идеи

? Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Квест, музей и сцена: как пандемия может
изменить ритейл

Чем можно удивить и заинтересовать покупателей, не забыв о мерах безопасности

Автор: Кейт Махтигер

Квест, музей и сцена: как пандемия может изменить ритейл
RICARDO ARDUENGO/Getty Images

читайте также

Сможет ли Nokia снова возродиться из пепла?

Рита Гюнтер Макграт

Диаграммы как средство обмана

Меньше суеты, больше стратегии

Грэм Кенни

Стратегия для компании. Теория или реальность?

Роман Пахолков

Магазины всего мира столкнулись с целым рядом проблем. И до пандемии традиционной рознице приходилось нелегко, но после всеобщих локдаунов покупателей беспокоит еще и риск подхватить вирус в торговых залах. По итогам первого полугодия в США официально зафиксирована рецессия, и ситуация в экономике может ограничивать рост потребительских расходов в ближайшие месяцы.

В таких условиях текст на тему «как будут выглядеть магазины будущего» будет читаться как поход на Всемирную выставку. Действительно, разработаны сотни новых устройств и проектов, призванных защитить нас от биологических угроз, помочь выходить из дома без страха и укрепить интеграцию между физическим и цифровым миром. Все эти замечательные новинки помогут нам в будущем, но пока что магазинам нужны испытанные решения, которые можно внедрить прямо сейчас.

Брендам нужны не просто чеклисты по обеззараживанию помещений, а нечто большее: простые, выполнимые проекты, которые помогут им выделиться и заманить клиентов обратно в магазины.

Хорошая новость заключается в том, что инновационные идеи появлялись и до COVID-19. Исследовав эти идеи, ритейлеры смогут воспользоваться переходным моментом и обеспечить себе более устойчивое и осмысленное будущее.

Магазин как сцена

Магазины, торгующие товарами первой необходимости, уже придумали множество импровизированных способов ограничить контакты и избежать скоплений народа: ограничительные линии на полу, плексигласовые щиты и наскоро распечатанные на принтере предупреждения. Эти приемы просты и недороги, но почти не помогают клиентам побороть страх. А тем, кто не торгует товарами первой необходимости, нужно думать о своем магазине с позиций пространства как услуги, где действо на «сцене» разворачивается без суеты и все держится на сложных механизмах, находящихся «за кулисами».

Осенью 2019 года моя команда разработала проект pop-up-магазина Tupperware в Сохо, в котором не нужно было трогать товары или пополнять запасы на витринах, а также не было больших скоплений народа. Продукты стояли на стендах, а чтобы их купить, нужно было обратиться к сотруднику, на планшете у которого было установлено приложение Square. После оформления покупки сотрудник отправлялся «за кулисы», забирал со склада чистые товары и отдавал их покупателю уже в пакете (многоразовой сумке). Так гости могли ходить по магазину, как по музею, и покупать большие товары, не таская их за собой. Похожие магазины появляются и в сфере роскоши — и поскольку технология уже существует, ее вполне можно применить и в других секторах.

Более того, если предположить, что бесконтактные закупки станут новой нормой, рознице стоит перенять опыт других отраслей, которые давно предлагают подобные услуги. Если можно забронировать столик в ресторане на 7:30, то почему нельзя забронировать поход в соседний магазин на 6:30? Самые разные проекты, от йога-студий до кабинетов психологических консультаций, уже используют цифровые системы бронирования. Никто не захочет подолгу стоять в очередях, соблюдая социальную дистанцию, чтобы просто зайти к вам в магазин, поэтому сделайте процесс как можно проще.

Цифровые магазины как коллективная память

Если физического взаимодействия с продуктом в процессе покупки становится все меньше, значит, цифровые воплощения брендов должны стать более глубокими и запоминающимися. Новые возможности моушн-дизайна позволяют в мельчайших подробностях строить новые реальности, иллюстрирующие опыт использования продукта. В недавней рекламе матрасов Purple дизайнеры ManvsMachine воссоздали визуальные эффекты сжатия и перекручивания гибкой гелевой конструкции основы, чтобы показать ее эластичность и удобство. А в еще более сюрреалистичной рекламе косметики Pat McGrath от студии Rad Mora цифровая картинка стекает по гладким поверхностям, как нежный сироп. Единственный способ пробиться через бесконечное множество безупречных пастельных фотографий — дать людям эмоции.

Эти эмоции могут быть переведены и в формат цифрового магазина. Большинство интернет-магазинов построены на простых шаблонах, но теперь, когда миллениалы и поколение Z делятся на все более узкие эстетические субкультуры, онлайн-магазины больше не обязаны быть массовыми. Может быть, магазины — это только один из множества способов взаимодействия с продуктом? Например, онлайн-покупки могут стать сюрреалистичными квестами наподобие популярной игры 90-х Myst. В Gucci давно разрабатывают необычные микросайты, расширяющие границы возможного. Например, для коллекции весна-лето 2018 года они создали виртуальный музей. А сайт Taxonomy of Design («Таксономия дизайна») бренда Aesop позволяет гостям рассмотреть все предлагаемые маркой материалы, текстуры и цвета. Даже в малых дозах приключения могут стать изюминкой, которая выделяет бренд на общем фоне, — особенно в сфере роскоши, где сила переживания напрямую коррелирует с восприятием бренда.

Кроме того, технологии позволяют найти особый подход к каждому клиенту, будто у него есть личный консультант, заранее собравший все, что может ему понравиться и подходит по размеру, в примерочной, или предлагающий похожие вещи на основе предыдущих покупок. Члены инкубатора Нового музея современного искусства NEW INC (к которым отношусь и я) разрабатывают самые разнообразные решения с использованием дополненной реальности и искусственного интеллекта — от виртуального шкафчика, как у Шер Горовиц в фильме «Бестолковые», до голографических показов мод. А инструменты на базе машинного обучения, такие как Lineage от Нои Кохави, позволяют улучшать рекомендации — с этой задачей не справляются даже такие гиганты, как Amazon. Да, большое значение будет иметь конфиденциальность, и люди будут больше доверять тем брендам, которые прозрачно рассказывают, как используют данные. Чем скорее магазины интегрируют такие инструменты в свои сайты, тем меньше возможностей упустят.

Физические пространства как отдушина

Люди разрываются между двумя эмоциями: они соскучились по новым местам, но боятся подхватить вирус. Поэтому очень велик потенциал необычных, обособленных пространств. Вы могли бы подумать, что речь идет о VR-шлемах, ослепительно ярких экранах и громких, пестрых интерьерах, но такие фэшн-бренды, как Acne, Celine и Gentle Monster, используют более сдержанные и эффективные средства выражения, и площадка художественно передает дух бренда. Необычные инсталляции, пышные материалы и объединяющий все воедино сюжет позволяют пространству говорить за себя, а физические детали, непередаваемые на картинках в Instagram*, воплощают связанные с брендом эмоции и ассоциации. Например, у каждого магазина Gentle Monster — бренда солнечных очков, знаменитого своими роскошными инсталляциями в магазинах, — есть своя тема, выраженная через необычные скульптуры. Тема их магазина в Лос-Анджелесе — «урожай»: по залу разложены тюки соломы, так что атмосфера больше похожа на арт-галерею, а не на салон солнечных очков. А магазин Acne в Сибуе, с его пышными коврами и стеклянными шкафчиками, напоминает нечто среднее между музеем и гостиной в доме дизайнера.

При редизайне нужно задуматься о текстурах, освещении, звуках и запахах. Наши сильнейшие воспоминания о пространствах зачастую оказываются не зрительными, а физическими: холод стен, эхо звука в комнате, мягкость ковра под ногами.

Нашей команде поручили редизайн концептуального мультибрендового магазина Naked Retail на Говард-стрит, 11. Помещение, с которым предстояло работать, напоминало тесную темную коробку. Выбрав подвесные конструкции для полок и вешалок и добавив в интерьер сети под потолком, мы создали ощущение движения вверх, и площадка стала казаться просторнее. А разнообразие текстур — от мягкой пены до полупрозрачного пластика и бетона — придало пространству глубину.

Тактильные ощущения могут возникать и без непосредственного контакта с продуктом. Архитектор Юхани Палласмаа пишет: «Зрение выявляет то, что уже известно осязанию… Мы визуально воспринимаем далекие поверхности, контуры и края, и неосознанное тактильное ощущение определяет приятность или неприятность переживания».

В такие тревожные времена, как сейчас, людям важно ощутить покой и умиротворение. Во время пандемии я удостоилась чести поработать со Studio Elsewhere, которая разрабатывает экологические комнаты отдыха и перезагрузки для работников первой линии в больницах Нью-Йорка. В комнатах есть голосовое управление, интерактивная графика на стенах, иммерсивный звук и расслабляющие ароматы. Согласно первым исследованиям, после 15 минут в этой комнате субъективное ощущение стресса может снизиться на 60%. Если использовать эти же принципы во вновь открывшихся магазинах, можно помочь людям проработать и отпустить свое беспокойство.

Масштаб этих идей может показаться вам пугающим, поэтому стоит определиться, какие из них могут принести больше всего пользы. Подумайте, как можно минимизировать контакты и сделать опыт максимально персональным для всех клиентов. А со временем вы, может быть, решите обновить дизайн магазина, сделав его более успокаивающим, необычным и узнаваемым. Если же у вас есть больше времени на размышления или вы не уверены, нужен ли вообще в ближайшее время физический магазин, возможно, стоит подумать, как перенести в цифровой мир все то, что теряется вместе с физическим взаимодействием бренда и пространства. В любом случае вы сможете найти инструменты, которые поддержат ваш бизнес и отличат вас от конкурентов. Вам не придется действовать в одиночку: дизайнеры, художники и технологи готовы вам помочь. Давайте построим устойчивое будущее вместе.

Об авторе

Кейт Махтигер (Kate Machtiger) — основательница студии Extra Terrestrial Studios, дизайн-стратег. Работала в сферах финансов, недвижимости, городского планирования и архитектуры. Участница NEW INC — инкубатора искусства, дизайна и технологий от Нового музея современного искусства.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена