Как измерить цифровую экономику
Авинаш Коллис , Эрик БриньолфссонПредставьте, что мы предложили вам сделку: мы платим вам $10, а вы на месяц отказываетесь от поисковика Google. Не согласны? Как насчет $100? Или, скажем, $1 тыс.? А за какую сумму вы согласитесь отказаться от доступа к «Википедии»? Ваш ответ помог бы нам подсчитать ценность цифровой экономики.
В 2018 году американцы тратили в среднем по 6,3 часа в сутки на цифровые источники информации и средства общения — не только на Google и «Википедию», но и на соцсети, онлайн-курсы, интерактивные карты, мессенджеры, видеоконференции, музыку, приложения в смартфоне и прочие сервисы. Цифровые продукты и услуги занимают все более важное место в нашей жизни, но почти никогда не учитываются в официальных показателях состояния экономики, таких как ВВП и производительность труда (то есть ВВП за рабочий час). Мы расширяем свои музыкальные горизонты, путешествуем по навигатору, общаемся с друзьями и коллегами по самым разным каналам и пользуемся достижениями прогресса, которые еще 40 лет назад сочли бы фантастикой. Но при взгляде на данные ВВП начинает казаться, будто никакой цифровой революции никогда не было. Доля информационного сектора в ВВП с 1980-х годов растет на смехотворные 4—5% в год, а пик роста в 2018 году составил всего 5,5%. Перефразируя экономиста Роберта Солоу, можно сказать, что цифровой век заметен повсюду, кроме статистики ВВП.
Причина недопредставленности цифровых продуктов в статистике проста: при расчете ВВП учитываются лишь те товары и услуги, за которые люди платят. Если цена какого-то продукта равна нулю, значит, и его вклад в ВВП будет нулевым; исключения здесь весьма редки. Однако бесплатные интерактивные карты и «Википедия» приносят большинству из нас гораздо больше пользы, чем их бумажные предшественники.
Руководители государств ориентируются на данные ВВП, принимая решения об инвестициях в самые разные сферы, от инфраструктуры и научных разработок до образования и кибербезопасности. Регуляторы учитывают эти данные при разработке политик, касающихся деятельности технологических компаний и других организаций. Колоссальная недооценка преимуществ цифровизации ведет к тому, что все эти решения и политики принимаются без глубокого понимания реальности.
Чтобы эффективно управлять цифровой экономикой, нужно уметь точно оценивать стоимость бесплатных цифровых продуктов и услуг. Для этого мы и разработали методику, позволяющую подсчитать не только суммы, которые потребители тратят на цифровую продукцию, но и выгоду, которую они от нее получают. А эта неучтенная выгода очень велика. Так, наше исследование, проведенное совместно с Феликсом Эггерсом из Гронингенского университета, показало: неучтенная ценность, созданная с 2004 года одной лишь сетью Facebook, составляет $225 млрд.
Оценка неучтенной выгоды от бесплатных товаров — задача не новая. Достаточно вспомнить предыдущие волны инноваций, вызвавшие к жизни бесплатные или почти бесплатные предложения: антибиотики, радио, телевидение — все это, безусловно, обладало огромной ценностью для потребителей. Учитывая стремительный рост числа цифровых продуктов и услуг в экономике, необходимость решить эту задачу сегодня стоит особенно остро.