Больные, несчастные и глупые: как спасти людей от избыточного медиапотребления | Большие Идеи

? Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Больные, несчастные и глупые: как спасти людей от
избыточного медиапотребления

Жизнь в цифровом мире не должна делать нас больными, несчастными и глупыми

Авторы: Кэрри Бэррон , Никко Меле , Майкл Филлипс Московиц

Больные, несчастные и глупые: как спасти людей от избыточного медиапотребления
BERNHARD LANG/GETTY IMAGES

читайте также

Постепенно-радикальные инновации

Розабет Мосс Кантер

Как работать под началом слишком требовательного босса

Мелисса Раффони

Конструктор для инноватора

Капитализм нуждается в дизайн-мышлении

Роджер Мартин,  Тим Браун,  Шошана Бергер

55 лет назад Америка достигла опасной отметки — пика потребления табачной продукции. В тот год мужчины и женщины выкурили больше, чем когда-либо — 523 миллиарда сигарет. Лишь спустя четыре десятилетия, когда курение унесло жизни уже миллионов человек, американская культура с неохотой перестала воспринимать сигареты как символ социального статуса.

Сегодня мы стоим перед лицом другой опасности, которая может нанести катастрофический ущерб здоровью людей. Возможно, когда-нибудь историки и врачи назовут это «пиком потребления контента». Взрослый американец по 11 часов в день — а иногда и больше — слушает, просматривает, читает или иным образом взаимодействует с медиаконтентом. Это больше, чем мы тратим на прием пищи и сон. Мы поглощаем огромные объемы информации (от видео на YouTube до вирусных твитов), и у этой всеядности есть последствия.

Эта масса эмоционально воздействующего на человека материала влечет за собой новые риски для здоровья. У одного из пяти американцев диагностируют депрессию. Десятки миллионов человек страдают тревожными расстройствами легкой или средней степени тяжести и другими нарушениями. Но современные исследования еще не доказали наличие четкой причинно-следственной связи между нашими цифровыми привычками и состоянием здоровья. При этом сами душевные расстройства, хотя их крайняя стадия — самоубийства — выросла за последние годы, нельзя назвать новым феноменом. Чтобы понять сложную взаимосвязь между информационной диетой и расстройствами, вызванными депрессией, нужно проделать больше работы. Технологии, заставляющие нас потреблять информацию, развиваются быстрее, чем ученые успевают их изучить, и поэтому реальные (или доказуемые) последствия с трудом поддаются пониманию и исследованию.

При этом не все цифровые продукты одинаковы. Например, приложения Instagram* и Calm совсем не похожи друг на друга. Они практически противоположны, и их нельзя без разбора отнести к «плохим» только потому, что оба относятся цифровые продукты. Исследования показывают, что потенциально некоторые цифровые средства и ресурсы не только не будут причинять вред пользователю, но способны даже улучшать состояние психического здоровья.

Самое время начать использовать трехкомпонентный подход ко всем типам взаимодействия с цифровым миром. Он включает в себя ликбез, цифровую гигиену и маркировку цифровых продуктов. У нас есть уникальная возможность преобразить нашу все еще примитивную и зачастую неуправляемую цифровую культуру в безопасную, здоровую и плодотворную.

Во-первых, нужно прилагать больше сил на государственном уровне к повышению цифровой грамотности: культивировать и прививать базовое понимание разных типов контента, рассказывать об их влиянии на мозг, уделяя особое внимание пользе для эмоционального здоровья. Люди имеют право получить такое же ясное и четкое представление о системе «цифрового питания», как и о всем известной пищевой пирамиде. Они должны знать не только о том, что такое контент, но и о том, как он действует. На этой основе должен строиться непрерывный диалог, который бы велся на государственном уровне и продолжался бы в каждом доме, в школах, офисах и религиозных учреждениях. На обсуждение должны быть вынесены не только известные (и реальные) риски от беспорядочного использования смартфона или других гаджетов. Нам уже известно достаточно поводов для беспокойства, и теперь настало время обратиться к потенциальной пользе цифрового контента для людей всех возрастов.

Во-вторых, важно сформулировать и распространить простые принципы цифровой гигиены: когда цифровой контент можно потреблять, а когда лучше отказаться него, чтобы не нарушать сон, личные отношения, справиться с одиночеством или другими жизненными трудностями, а также улучшить важнейшие биологические процессы, например, дыхание.

Цифровые грамотность и гигиена не просто принесут пользу, они — единственный целесообразный способ борьбы с проблемой цифрового потребления в отличие от чрезмерного упрощения текущей ситуации и призывов исключить использование всех гаджетов сразу. Полный отказ может казаться привлекательным вариантом, но по опыту мы знаем, что без использования других способов этот подход не работает. Он не может сработать. Цифровой контент слишком влечет. Сила сформировавшихся привычек слишком велика. Простое «нет» — это вряд ли хороший вариант и точно не решение.

Мы считаем, что принципы умеренного скептицизма и оказания необходимой поддержки пользователям в случае необходимости применимы к цифровой жизни и потреблению цифрового материала. Такие технические гиганты, как Apple, уже начали вносить свой вклад в этот процесс и выпустили приложения для отслеживания времени использования персональных устройств. Google ввел функцию фильтров и новый инструмент для планирования перерывов в использовании всех подключенных устройств. Это положительные шаги. Facebook* и Twitter пока предприняли только первые и совершенно нецелесообразные меры по решению проблемы токсичного контента. Их можно назвать детскими шажками, которые вряд ли оставят значимый след. Мы заслуживаем более эффективных средств для улучшения здоровья и преобразования жизни.

Что еще можно сделать? Лица, ответственные за принятие решений в техническом секторе, лидеры индустрии развлечений, политическое руководство и представители науки согласны с тем, что пришло время для создания прозрачной системы маркировки. Хотя обсуждение этого вопроса находится еще на ранней стадии, в обществе сложилось позитивное отношение к идее о категоризации различных типов цифрового материала.

Благодаря последним достижениям нейронаук и психологии мы стали лучше понимать, как выработка таких нейромедиаторов, как дофамин, окситоцин, серотонин и ГАМК, связанных с определенными чувствами, может стимулироваться теми или другими видами цифрового контента. Мы можем начать идентифицировать, каталогизировать и объяснять людям, что именно представляют из себя видео и другие цифровые материалы, которые они просматривают и потребляют. Мы убеждены, что люди имеют право знать о возможных последствиях потребления того или иного контента, а не только тему, «температуру» и размер «порции» предлагаемого цифрового блюда. Если мы стремимся достичь лучших результатов для психического здоровья, людям во всем мире нужна большая степень прозрачности. И есть много причин верить в потенциал правильной маркировки, основываясь на ее прошлом успехе в схожих категориях — от еды до рейтингов телепрограмм.

Последние полвека встреча между запросами (или реакцией) частного сектора и интересами государственного сектора способствовала введению систем маркировки во многих категориях услуг и товаров. Первоначальное внедрение рейтингов, стандартов и маркировок происходит медленно, но затем они распространяются повсеместно с большой скоростью. Известно, что люди зачастую сами не хотят для себя лучшего. И пока что ИТ-компании, к сожалению, неохотно делают то, что лучше для людей. Вмешательство властей должно стать новым средством, которое гарантирует полноценное и оперативное решение проблем частного сектора.

Опираясь на, по меньшей мере, три успешных примера (ликбез о вреде табака, повышение продовольственной грамотности и введение рейтингов для кино и телепрограмм), мы считаем, что внедрение цифровой грамотности, усовершенствование маркировки и увеличение осведомленности пользователей о цифровых продуктах вкупе с их сертификацией имеют большой потенциал, который позволит улучшить психическое здоровье людей. Все это дает надежду, но не является панацеей. История показывает, что воплощать идеи на практике должны сами люди, если они хотят и заслуживают лучших результатов для себя, своих детей, друзей и родителей. Мы все имеем право на более здоровую и счастливую жизнь, и нам нужен такой контент, который позволит достичь ее в будущем.

Об авторах

Кэрри Бэррон (Carrie Barron) — руководитель программы «Креативность для устойчивости» в Медицинской школе Делла (Остин, Техас), сотрудник Просветительского центра по вопросам здоровья и сертифицированный психиатр и психоаналитик.

Никко Меле (Nicco Mele) — директор Центра медиа, политики и национальных интересов им. Джоан Шоренштейн, автор книги The End of Big: How the Internet Makes David the New Goliath. Работал в политической сфере, медиа и маркетинге.

Майкл Филлипс Московиц (Michael Phillips Moskowitz) — основатель и гендиректор Moodrise и AeBeZe Labs, стипендиат программы по предпринимательству Гарвардской школы управления им. Джона Ф. Кеннеди.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена