На страже данных | Большие Идеи

? Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На
страже данных

Кто может стать главным защитником персональных данных интернет-пользователей

Автор: Карисса Велис

На страже данных
Markus Spiske / Unsplash

читайте также

Цена выбросов: во что обойдется компаниям их углеродный след

Джон Малликен,  Роберт Экклз

Исследование: Руководители недооценивают творческую работу команд, управляемых ИИ

Дэвид Де Кремер,  Шейн Швейцер

Леонид Мацих. Масоны как двигатель общественных перемен

Анна Натитник

Оцифровка корпоративной памяти

Макграт Гюнтер Рита,  Полл Сингх Гурдип

Сбор и использование персональных данных потребителей давно стали необходимой составляющей конкурентного преимущества в цифровой экономике. Именно это умение позволяет компаниям вроде Google, Amazon, Alibaba и Facebook занимать доминирующее положение на онлайн-рынке.

Но потребителей все больше волнует уязвимость их личных данных. Рост недоверия к технологическим компаниям подогревают громкие скандалы, среди которых взломы кредитного агентства Experian в 2015 году и бюро кредитных историй Equifax в 2017 году, а также возможное вмешательство хакеров в президентские выборы в США в 2016 году.

Даже без этих скандалов рано или поздно каждый интернет-пользователь получает отрицательный опыт, связанный с передачей личных данных. Среди самых распространенных примеров — неожиданное открытие того факта, что любимая авиакомпания продала вам билеты дороже, чем другим пассажирам; кража номера банковской карты; взлом учетной записи; обнародование личных данных или неуместная реклама.

Наиболее практичной реакцией на увеличение атак на личные данные интернет-пользователей стало введение более строгих стандартов, в том числе GDPR — Общего регламента по защите данных, принятого Европейским союзом. Можно ожидать, что эта тенденция получит развитие во всем мире и активные пользователи интернета, так называемое цифровое поколение, вероятно, станут более чувствительным к ценности личной информации. При этом крупные технологические компании будут испытывать проблемы с законностью сбора и использования персональных данных.

Кроме того, уже сейчас данные могут быть проблемным активом, так как их трудно хранить в безопасности и они могут стать объектом для утечки или судебного иска. Компания, собирающая больше данных, чем ей в действительности нужно, создает для себя лишний риск. Более того, как минимум часть собранных персональных данных не представляет никакой ценности, так как это неточная, устаревшая, незаконная или нерелевантная информация.

В свете всех этих проблем компании должны найти способы более эффективно использовать меньший объем данных, например, с помощью более умных аналитических приложений, или внедрить бизнес-модели, позволяющие предлагать услуги без сбора личной информации. Но это не решит основную проблему и не дает ответа на вопрос о том, как защитить цифровые данные. Раньше персональная информация хранилась на бумаге, ей было сложно делиться и ее довольно легко можно было защитить. Сегодня для защиты личных данных нужны технологии, значительно опережающие те, что есть у большинства крупных организаций.

Это указывает на возможности для бизнеса. Но для кого именно?

Очевидные варианты: хранителями данных пользователей могли бы стать несколько крупных технологических компаний или специально созданные новые организации. Например, Amazon могла бы предложить такую опцию в сервисе Prime и управлять персональными данными пользователей, связывая их с другими компаниями и платформами. У такого подхода есть минусы. Если речь идет о новой компании, пользователи могут не захотеть предоставить свою самую конфиденциальную информацию организации, которая еще не доказала, что ей можно доверять. Иметь же дело с известной компанией вроде Amazon кажется менее рискованным, но в данном случае пользователи могут вполне обоснованно колебаться, давать ли компании, и без того обладающей огромным влиянием, еще большую власть над собой.

Есть и другой вариант, развитием которого занимается создатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли в рамках проекта Solid. Solid предлагает пользователям хранить персональные данные в виртуальных «контейнерах» (pods — personal online data stores), работающих как безопасные USB-устройства, через которые пользователи могут делиться своими данными с кем захотят. Непонятно, сможет ли проект получить достаточную поддержку и ресурсы, чтобы начать функционировать и получить широкое распространение. Пользователи могли бы хранить свой «контейнер» у Solid, однако в этом случае мы опять сталкиваемся с вопросом доверия и власти. Можно хранить данные и у себя, но возникает проблема надежности сохранения информации: ее легко потерять или украсть (это как хранить деньги под матрасом).

Возможно, самыми подходящими институтами для управления цифровыми данными могут стать банки. У них уже есть большой опыт в обращении с цифровыми данными, ведь большая часть денег, находящихся в обращении, виртуальна. Банки всегда использовали новейшие средства безопасности. Более того, они несут ответственность за сохранение конфиденциальной информации. Наконец, банки склонны поддерживать отношения с клиентами, и пользователи доверяют им больше, чем международным технологическим корпорациям. Если же вы недовольны одним банком, то всегда можно перейти в другой. Бизнес-модель и опыт банков дают им конкурентное преимущество перед другими компаниями и увеличивают их шансы стать хранителями наших персональных данных.

Конечно, банки — далеко не идеальный вариант. Они консервативны и медленно внедряют новые технологии, а законодательства ограничивают расширение их услуг. Но государства заинтересованы в безопасном хранении персональных данных своих граждан. Кроме того, банки столкнулись с необходимостью внедрять инновации и трансформироваться, чтобы выдержать конкуренцию со стороны финансово-технологического сектора. Это значит, что вышеперечисленные препятствия не могут быть непреодолимыми. Возможно, в не столь отдаленном будущем мы будем хранить данные там же, где и деньги.

Об авторе. Карисса Велис (Carissa V?liz) — исследователь Оксфордского университета.

* деятельность на территории РФ запрещена